Метод интерактивного обучения: как провести мозговой штурм в классе
Как часто на ваш вопрос ученик отвечал «я не знаю»? Мозговой штурм — эффективная стратегия в классе для генерирования идей по заданной теме. Используйте технику мозгового штурма, чтобы активизировать мыслительную деятельность ребенка и помочь ему вспомнить все о пройденной теме.
Когда и зачем проводить в классе мозговой штурм
-
Проверка знаний учеников. Активный метод урока «мозговой штурм» помогает напомнить учащимся о теме, которую они уже проходили.
-
Объяснение темы на бытовых вещах. Предложите студентам связать дисциплину, которую они изучают в классе, с явлениями, которые они испытали в своей жизни. Например: как вы используете электричество в вашем доме? какие химические реакции мы наблюдаем в природе? какие изменения в погоде вы заметили в последнее время?
-
Предварительный шаг перед разработкой проекта. Кто не делал в школе различные проекты? Мозговой штурм может быть первым этапом перед планированием классного мероприятия или проектного исследования школьника.
Почему мозговой штурм стоит использовать
Дети учатся свободно выражать выражать свои идеи и мысли по теме, не боясь осуждения. Занятия с использованием этого метода организации урока дают учащимся возможность сформировать связи между текущей темой и тем, что они уже изучили. Дети учатся слушать и обдумывать идеи других, тем самым демонстрируя уважение к своим одноклассникам.
Мозговой штурм это отличная стратегия для:
-
использования в инклюзивном классе;
-
проверки полученных знаний;
-
возможности всем ученикам высказать свои мысли;
-
устранения страха неудач;
-
развития творческих способностей;
-
устранения страха риска.
С чего начать?
Кого-то мозговой штурм может пугать, ведь такой метод организации урока может показаться неструктурированным и хаотичным. Есть несколько правил, которые помогут сделать работу слаженной и обеспечат хороший результат:
1. Обсуждаем и не боремся за правоту. Не существует правильных или неправильных ответов. Во время мозгового штурма нет команды победителей или проигравших. Все идеи и мысли рассматриваются и имеют право жить. Педагог должен управлять мозговым штурмом, чтобы обсуждение было дружелюбным. Также убедитесь, что все участвуют в процессе.
2. Постарайтесь сгенерировать как можно больше идей и ответов. Важно сформулировать вопрос или тему, на который учащиеся будут отвечать. Это поможет выработать максимум идей. Подготовьте список уточняющих вопросов, которые помогут направить мысли учеников в правильном направлении, если обсуждение зайдет в тупик. Попросите детей записывать свои идеи, чтобы они не повторялись и чтобы ни одна идея не было упущена из вида.
3. Установите ограничение по времени. Установленное время будет зависеть от характера темы обсуждения. В конце занятия ученики могут обобщить все идеи, которые были обсуждены.
Ваша миссия как учителя: координировать и управлять мозговым штурмом, не добавляя свою оценку или комментарии к представленным идеям.
Хотите узнать больше об интересных современных методах преподавания? Посмотрите вебинар «Сторителлинг в образовании. Новая техника вовлечения в обучение» и узнайте, как простая история может приковать к вам внимание учеников на протяжении всего урока! Просмотр вебинара совершенно бесплатно. Также вы можете оформить свидетельство участника вебинара.
Виды мозгового штурма в классе
Простой мозговой штурм. Запишите вопрос для обсуждения на доске или флипчарте и предложите учащимся добавить свои материалы. По истечении времени ученики могут высказать идеи, написанные на доске или диаграмме.
Мозговой штурм в группах. Разделите класс на группы (2–4). Всем может быть предоставлена одна и та же тема. Каждая группа записывает свои идеи. Установите сроки группового мозгового штурма. Когда время закончится, один ученик из каждой группы презентует сгенерированные идеи. Студентам также может быть предоставлена вторая статья, чтобы отметить идеи, которые они пропустили. Таким образом, студенты могут генерировать и понимать все идеи, представленные на сессии.
Парный мозговой штурм. В этой стратегии студенты делятся на пары, и каждая пара обсуждает свои идеи и записывает их.
Метод пирога. Нарисуйте на листе (или доске) круг и впишите в него основную тему/вопрос. Разделите круг на 4 или 6 частей — это будут подтемы. Ученики генерируют идеи для каждой подтемы и записывают их в соответствующий кусочек «пирога». В конце мозгового штурма на диаграмме отобразятся все идеи по общей теме.
Карточный метод. Попросите ученика записать свою идею на «карточке» (или листе бумаги) и передать ее соседу справа. Следующий ученик читает записанную идею и добавляет свою. Таким образом, листок передается по классу, каждый из детей вносит свой вклад. Если у кого-то нет идей, он может написать вопрос, который обсуждается в конце мозгового штурма.
Метод мозгового штурма способствует развитию творчества и интеллекта. Узнать больше о развитии интеллектуальных способностей можно из бесплатного вебинара для педагогов «Лестница интеллекта: инструменты для прокачки мышления на разных возрастных этапах».
План проведения мозгового штурма в классе
-
Определите метод мозгового штурма, который вы будете применять на тематическом уроке. Мы рассмотрим мозговой штурм в группах на примере темы экологии.
-
Расскажите ученикам о форме занятия, его целях.
-
Обозначьте тему занятия. Задайте главный вопрос урока, на который необходимо ответить. Например: как очистить городские водоемы от мусора?
-
Запишите на доске все правила мозгового штурма, которые описывались в начале статьи. Обговорите их с классом, спросите, все ли понятно.
-
Разделите класс на 2–4 группы. Выберите в каждой группе руководителя.
-
Есть два пути. Первый — обе группы генерируют идеи и ответы на данный вопрос. Второй — одна группа генерирует идею, а вторая является аналитиками, цель которых — находить положительные и отрицательные стороны в каждой идее.
-
Обозначьте время, в течение которого ребята будут проводить мозговой штурм. Около 20 минут.
-
После истечения времени представитель каждой группы презентует идеи. Сравните, какая группа дала больше идей, какая меньше. Если одна из групп была аналитиками — в конце необходимо выбрать одну или несколько лучших идей.
-
По заданной теме или вопросу можно дать задание: написать эссе. Ученик может выбрать понравившуюся идею и написать сочинение-рассуждение на эту тему.
Вы должны внимательно следить за ходом мозгового штурма! Следите, чтобы никто из учеников не принижал идеи других, называя их «плохими» (ведь одно из правил — не критикуй). Следите за тем, чтобы все принимали участие в обсуждении. И, конечно, тщательно продумайте план урока.
Проводить урок методом мозгового штурма можно на любую тематику. Рассуждать о вреде курения и искать способы избавления от вредной привычки. На уроке литературы можно устроить мозговой штурм по какому-либо произведению.
Игровой метод проведения урока «мозговой штурм» — это не просто поиск ответов на вопрос. Это больше, чем слепая генерация идей. Процесс способствует творческому развитию и увеличивает любопытство. Любопытство открывает нам возможность смотреть на вещи под другим углом. А взгляд на вещи с другой точки зрения развивает критическое мышление, что способствует развитию мозга.
Мы подготовили для вас яркую схему органайзера для мозгового штурма, которую вы можете использовать в классе. Вам остается только распечатать! Скачать схему бесплатно можно по ссылке: yadi.sk/i/6BhERxw5_a3YZw.
Как еще можно заинтересовать поколение Z? Какие рабочие методики и техники обучения больше всего подходят для этих детей? Каковы их психо-возрастные особенности? Все это вы найдете в курсе повышении квалификации «Методика обучения и воспитания детей поколения Z в условиях реализации ФГОС для учителей алгебры» (72ч). Получите удостоверение установленного образца после прохождения курса.
Понравилась статья? Поделитесь с коллегами! Подписывайтесь на блог ДИСО, чтобы получать полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов каждую неделю.