Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!!!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

ТРИЗ и школа: серьезное дело под видом игры

Аватар
Виктория Григорьева
Автор статей

ТРИЗ и школа: серьезное дело под видом игры


Более 70 лет назад замечательный ученый Генрих Альтшуллер задумался над процессом изобретательства. Как оно происходит? На каких идеях и алгоритмах строится? Интерес к этим вопросам перешел в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Созданная для технической отрасли, сегодня она распространилась и на другие сферы, в том числе и на педагогику.


Основная задача ТРИЗ – понять проблему, выявить алгоритм для достижения идеального результата и решить ее творчески.



Принципы ТРИЗ


Инерционное мышление школьников играет плохую роль в обучении. Ученики бывают пассивны, без интереса подходят к урокам и домашним заданиям, не увлечены самим процессом учебы и не нацелены на результат. Встряхнуть их, показать, что это не только интересно, но и полезно им самим, помогают принципы ТРИЗ. Они расширяют подход к учебе и запускают настоящий мозговой штурм у детей.


Принцип свободы выбора


Любой ученик – личность, которая может самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но пусть он выбирает между хорошим и хорошим, полезным и полезным, так как ТРИЗ направлена на высоконравственное развитие. Это формирует осознание важности принятого решения и подкрепляет свободу личности. Принцип свободы выбора можно применять даже с начальной школы.

На уроке учитель сообщает классу, что необходимо выполнить контрольную работу. Однако каждый волен выбрать форму сдачи – это может быть плакат, 3D-модель, презентация и т.д. Дети сами решают, что будут делать и при этом их умственное и творческое начало будет направлено именно на пройденную тему.


Принцип открытости


Знания плохо откладываются в голове, если это просто заученные слова и цифры без какой-либо связи. Поэтому стоит использовать открытые задания, которые провоцируют учеников самостоятельно генерировать идеи, а не просто отмечать галочкой ответы или молча слушать учителя на уроке.

Например, на уроке астрономии можно рассказать о строении одного небесного тела, потом сравнить его с другим, изученным ранее, а в проверочной работе дать задание с открытым ответом, где необходим творческий подход, размышление.


Принцип деятельности


Знания усвоятся лучше, если применять новые решения на практике, т.к. мозгу интереснее перерабатывать прикладную информацию.

Например, ученик лучше воспримет новый материал, если ему не просто покажут изображение химического элемента с буквенным обозначением на карточке, а проведут с ним целый эксперимент.


Принцип обратной связи


Мышление одного школьника отличается от другого: там, где первый будет тщательно обдумывать решения, второй подойдет к задачам творчески, например, через абстрагирование или выдумывание чего-то нового. Все это можно увидеть через своеобразные формы обратной связи.

Во время урока попросите детей отчертить поле у листочка тем цветом, каким хочется. Каждый выберет свой оттенок, направление, форму и даже расположение полей. Этот маленький эксперимент может многое сказать о характере ученика и о том, как именно он подходит к решению внезапных нестандартных задач.


Принцип идеальности


Главный принцип ТРИЗ – достижение идеального результата с использованием минимума усилий. Если творческие подзадачи переходят в алгоритмы, а система стремится к решению проблемы, затрагивая лишь собственные ресурсы, то это максимально верное решение задачи.

Во время изучения тем «высота тела» или «объем тела» можно задать ученикам задачу: к мосту подъехала ГАЗель, но выясняется, что машина слишком высокая и не может проехать под ним, не хватает 1-2 см. Что делать? Ученики будут предлагать совершить объезд (это долго и дорого), разгрузить и загрузить ГАЗель (одному справиться тяжело, на дороге это делать опасно). Решение постепенно придет: можно немного спустить колеса, чтобы машина стала ниже на 1-2 см и смогла проехать под мостом. В этом случае результат достигнут без привлечения дополнительных ресурсов.


В зависимости от интересов детей можно готовить занятия так, что ученики будут хотеть ходить на них и даже с увлечением выполнять домашние задания. С применением интерактивных форм обучения сделать это гораздо проще, нежели заставить читать учебники от корки до корки. Сами школьники будут нацелены на максимальный и даже идеальный результат. Внедряя эти пять принципов, учитель подогревает интерес учеников, активизирует их личности в нетипичных для них условиях и дает сильный толчок к творческому развитию, а также мотивирует на самостоятельные действия без условия «надо это сделать, потому что задали». А если давать ребенку регулярные оригинальные задания, он учится генерировать идеи и решать их все быстрее и быстрее. Это связано с гибкостью мозга, с его стремлением классифицировать задачи в подзадачи и выработать алгоритмы нестандартных решений.

Нестандартный подход к решению задач в педагогике. Как побудить к творческому действию учеников?


ТРИЗ-педагогика формирует сильную творческую личность ее же ресурсами. Задача педагога состоит не просто в обучении креативности мышления, а в помощи ребенку научиться самому находить идеальный выход из нетипичных ситуаций и для этого нужно понять первопричину и устранить ее.


Что дает ТРИЗ-педагогика школьникам?



Учителя, которые используют определенные приемы на уроках и следуют принципам ТРИЗ, обучают своих учеников следующим навыкам:

  • мыслить системно и логически;
  • выявлять суть;
  • уметь находить все векторы поиска решения проблемы и вычленять оптимальный;
  • игнорировать традиционные и не всегда эффективные способы решения проблемы;
  • решать нестандартные задачи быстрее;
  • расширять кругозор;
  • повышать творческую и умственную активность и эффективность.

Принципы и приемы ТРИЗ подходят как для начальной школы, так и для среднего и старшего звена. Они универсальны, нужно только подстраиваться под возраст школьников, их способности, школьный предмет и план обучения.


Алгоритмы ТРИЗ на уроках в школе

Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ) – это инструменты для мышления. Понимание последовательности этого процесса – ключ к чистому творчеству на уроках и в дальнейшей жизни. Интересно, что алгоритм может быть гибким – к решению одной и той же задачи можно и нужно подходить с разных сторон.

АРИЗ схематически включает в себя следующие шаги:

  1. выявить противоречия;
  2. проанализировать исходную ситуацию;
  3. определить задачу;
  4. выявить способы ее решения;
  5. выбрать оптимальное решение для достижения идеального результата;
  6. разрешить противоречие;
  7. обобщить полученный опыт для дальнейших решений.

Кроме того, в АРИЗ обращают внимание на два важных фактора:

    Информационное обеспечение:
  • какие приемы есть для устранения противоречия;
  • какие аспекты необходимо учесть;
  • как можно применить имеющиеся ресурсы техники и природы.

Управление психологическими факторами. Мышление и психика человека инерционны и могут «сопротивляться» другим способам решения задач, ведь есть традиционные, к которым они привыкли. Постепенно различные методы помогают преодолеть психологическую инерцию и разогнать творческое воображение.

В итоге получается базовый алгоритм решения нестандартных задач:

1. Поверхностное противоречие. Ученики получают проблему и противоречие. Ясно, что нужно его устранить, но пока не совсем понятно как.

Представьте, что вы эволюция. У вас есть птица, которая хочет жить в небе. У нее есть нечто похожее на крылья, но взлететь не получается. Что будем делать?

2. Углубленное противоречие. Ученики начинают искать варианты решения проблемы и понимают, что для этого нужно изменить какие-то свойства, характеристики или параметры. При этом конечный результат не должен меняться, а проблема все же должна быть решена.

Проблема: птица не летает. Чтобы она взлетела, стоит изменить какие-то свойства ее туловища.

3. Идеальный конечный результат. Здесь ученики могут представить любую идеальную систему, где возможен любой идеальный результат. На этом этапе допускаются самые фантастические идеи, которые могут натолкнуть на более реальное решение проблемы.

Представляем, что птица взлетела. Она парит, ей ничего не мешает. Длинные крылья помогают передвигаться в воздухе.

4. Обостренное противоречие. Ученики обращают внимание на ту первопричину, которая и стала корнем проблемы, то есть глубже погружаются в противоречие. Далее они представляют ситуацию, где первопричина бы искоренялась или обнулялась, но при этом достигался бы идеальный конечный результат, и предлагают варианты.

Понимаем, что птице не дают взлететь короткие крылья, тяжелое туловище и его неуклюжая форма. Это и есть первопричина проблемы, которую нужно устранить.

5. Поиск ресурсов. АРИЗ предполагает, что результат будет достигнут с минимальными потерями: происходит поиск самых дешевых ресурсов или же используются те, что уже были задействованы.

Эволюция использует биологические ресурсы. Изменения происходят с туловищем самой птицы.

6. Решение. С учетом идеального результата, первопричины проблемы и имеющихся вариантов выбирается оптимальное решение, устраняющее противоречие.

Эволюция решает, что нужно удлинить крылья птице, сделав их из передних конечностей. Также просто необходимо создать обтекаемую форму туловища для удобства полетов и максимально облегчить вес тела. Эволюция идет кардинально и даже делает кости птицы легкими и прочными.

7. Анализ. После разрешения противоречия ученики анализируют, насколько идеальным оказалось решение, много ли ресурсов понадобилось для него, что пошло не так.

Ученики в роли эволюции отлично справились с задачей. Они вышли за рамки возможного, представили идеальный результат, использовали имеющиеся ресурсы и пришли к эффективному решению – их птица летает.

Таким образом можно строить задачи для любого урока. Творческое представление, необычный поиск решений интересен школьникам. Для разнообразия и помощи педагогам также предлагаем использовать ТРИЗ-приемы.


ТРИЗ-приемы на уроках


ТРИЗ-педагогика невозможна без внедрения на разных этапах урока ее приемов. Как эффективно преподнести материал? Как его закрепить? Насколько хорошо ученик понял тему? Как он сам оценивает уровень своих знаний? Здесь педагогу помогут приемы, которые предложил Анатолий Гин – выдающийся последователь идеи Генриха Альтшуллера. В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» представлено множество приемов для каждой части урока, которые можно чередовать между собой, как конструктор.


Начало урока


Фантастическая добавка. Учитель дополняет существующую ситуацию фантастикой. Например, на уроке литературы можно попросить нескольких учеников представить себя Ленским и Онегиным за сутки до дуэли. Что они могли сказать друг другу? Как бы от этого изменился сюжет?


Объяснение нового материала


Привлекательная цель. Цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения. Разыгрывается ситуация «английского» магазина, в котором дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары представлены рисунками.

Закрепление информации, отработка умений

Лови ошибку. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждены об этом. В младших классах им можно даже подсказать «опасные места» интонацией или жестом. Позже школьники мгновенно научатся пресекать ошибки и приводить контраргументы. Например, на уроке окружающего мира можно утверждать, что вся вода в реках, морях, океанах – соленая.

Повторение

Свои примеры. После изучения новой темы учитель предлагает придумать ученикам свои примеры, которые бы иллюстрировали пройденное. На уроке экологии после перечисления типичных городских проблем ученики могут назвать те недостатки, которые есть в их городе и предложить возможные решения, чтобы их устранить.

Контроль

Повтор с контролем. Ученикам предлагается создать серию вопросов, которые перекрывали бы только что пройденный материал. После этого один ребенок задает вопрос, а другой на него отвечает. На уроке физике при изучении темы о массе и весе тел появляются вопросы: «Чем масса отличается от веса?», «Как вычислить вес?», «Будет ли вес камня на Земле равен весу этого же камня на Марсе?» и т.д.

Домашнее задание

Три уровня домашнего задания. Учитель дает одновременно задания трех уровней творческой и интеллектуальной сложности. Обязательный минимум должен быть такого уровня, чтобы все ученики могли справиться с ним. Тренировочный минимум – упражнения посложнее, которые предполагают хорошее освоение материала и желание ребенка понять тему как можно лучше. Творческое задание – особая категория, которая может выполняться или не выполняться учениками. Это зависит от их самопроявления, интереса к предмету и желания лидировать, доделать все задание до конца. Такой прием домашнего задания применим на любом уроке. Творческая часть может дополнительно поощряться педагогом.

Конец урока

Синквейн. Встряхнуть уставших детей поможет стихотворная форма – синквейн. Оно строится по определенным правилам. Первая строка – заголовок, тема. Вторая – признаки изученного. Третья – действия по этой теме. Четвертая – личное отношение авторов синквейна к теме. Пятая – ассоциация. У учеников получаются удивительные пятистишия. После изучения времен года в начальной школе возможен такой вариант:

Времена года.
Их ровно четыре.
Сменяют друг друга.
Люблю лето и весну.
Дерево – зеркало времен года.

ТРИЗ-педагогика в школе – направление, которое увлекает школьников получать новые знания, справляться творчески с задачами и достигать идеального результата. Следуя принципам и внедряя алгоритмы и приемы, учитель помогает личности ученика развиваться самостоятельно, задействует его творческое и рациональное мышление, учит алгоритмизировать сложные нетипичные задачи и эффективно решать их. Применять методы ТРИЗ можно в любом возрасте и у школьников с разным уровнем подготовки – и в этом ее несомненное достоинство.

Расскажите о статье своим друзьям:
0

Вы успешно подписаны на рассылку

Наверх