Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Учебно-методической литературы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сейчас немало. Но как разобраться в этом потоке учебников и методичек? Предлагаем подборку одних из лучших книг по работе и воспитанию детей с ОВЗ, составленной членом Общественной палаты Томской области VI созыва и старшим преподаватель кафедры ДНиИО ТОИПКРО - Ириной Ериной.
Подборка игр разного формата для детей с ОВЗ
1. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр
Авторы: Бин Дж., Оулдфилд А.
Описание: каждая игра сопровождается указанием ее психологических целей и рисунком-иллюстрацией. Есть словарь, который рассказывает об используемых в играх музыкальных инструментах.
Для кого: для педагогов-воспитателей, музыкальных работников, детских психологов системы общего образования, специалистов по работе с детьми и взрослыми, имеющими психические и физические недостатки. Также, родители могут использовать книгу самостоятельно.
2. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика
Авторы: Баряева Л.Б., Овчинникова Т.С., Черная О.В.
Описание: В пособии представлены методики коррекционной, профилактической и развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующие сенсомоторному развитию детей, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Для кого: педагогов, родителей, имеющих детей с различным уровнем сенсомоторного и речевого развития. Пособие соответствует «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
3. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями
Автор: Степанова О.А.
Описание: в книге представлены теоретические и методические подходы к использованию психолого-педагогического потенциала игры и ее органичного встраивания в коррекционно-развивающий образовательный процесс начальной школы.
Для кого: педагогов начальной школы, учителей, воспитателей групп продленного дня, практических работников системы дополнительного образования, слушателей ИПК и всех читателей, интересующихся проблемами детской игры.
4. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью
Описание: в книге описываются учебные и игровые ситуации, которые являются составной частью повседневной жизни или которые могут стать ею, даря детям много радости и удовольствия.
Для кого: родителей, имеющих детей с ОВЗ.
5. Крокодилопопугай.
Автор: Баум Хайке.
Описание: в книге собраны 178 игр, направленных на гармоничное развитие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности.
Для кого: родителей, имеющих детей с ОВЗ и педагогов различного профиля.
6. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей
Авторы: Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Граш Н.Е., Дроздовская К.В.
Описание: рассматривается методика проведения дидактических игр с использованием предметно-практической деятельности с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
Для кого: пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Пособие адресовано родителям, сурдопедагогам и воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 видов.
Не хватает навыков работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ? Хоите знать, как помочь родителям детей с ОВЗ пережить каждую из стадий переживания горя? Посмотрите вебинар «Работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья» совершенно бесплатно и получите свидетельство и пакет участника вебинара.
Литература по работе с детьми с нарушением зрения
1. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки.
Автор: Нагаева Т.И.
Описание: в пособии представлены тематическое планирование и развивающие занятия по восприятию пространства и ориентировке в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения.
Для кого: тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп для детей с нарушениями зрения, родителей, может быть использован учителями начальных классов коррекционных учреждений 4-го вида.
2. Ориентировка в пространстве практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения.
Авторы: Тимофеева Т.Б., Мухаев М.П., Трубачев Ю.В.
Описание: в пособии отражена работа по обучению ориентировке в пространстве незрячих школьников на втором этапе обучения (5-7 классы).
Для кого: издание адресовано специалистам в области тифлологии, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих детей, а также родителям незрячих детей.
3. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы.
Автор: Саматова А.В.
Описание: курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в воспитании детей с глубокими нарушениями зрения, — рекомендаций о том, как развивать младенцев и детей младшего возраста.
Для кого: родителей, тифлопедагогов, а также людей, каким-либо образом соприкоснувшихся с проблемой воспитания детей с глубокими нарушениями зрения.
4. Развитие навыков общения у слабовидящих детей
Автор: Феоктистова В.А.
Описание: книга посвящена проблеме развития навыков общения у детей с нарушениями зрения. Содержит конспекты и планы занятий, упражнения по формированию мимики и пантомимики, развитию эмоциональной сферы, приведены карты обследования слабовидящих детей, подобран богатый иллюстративный материал.
Для кого: ориентирована на родителей и специалистов.
5. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие для педагогов и психологов, врачей и родителей.
Авторы: Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей.
Описание: книга посвящена особенностям заболеваний глаз у младенцев, методам ранней диагностики, коррекции и компенсации зрительных нарушений. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.
Для кого: адресовано дефектологам, психологам, врачам, студентам дефектологических, психологических и медицинских факультетов высших учебных заведений, а также родителям слепых и слабовидящих детей.
Хотите узнать, в чем особенности составления адаптивной образовательной программы в ДОУ? Специально для вас вебинар «Инклюзивное образование на дошкольном уровне в условиях ФГОС».
Подборка литературы для работы с детьми с нарушением речи
1. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.
Автор: Янушко Е.
Описание: книга посвящена актуальной теме – речевому развитию ребенка 1,5–3 лет. Книга содержит логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми.
Для кого: логопедов, воспитателей, родителей.
2. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.
Автор: Нуриева Л. Г.
Описание: в книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению.
Для кого: логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.
3. Логопедия для всех.
Автор: Парамонова Л. Г.
Описание: в книге рассматриваются причины речевых расстройств и их основные симптомы; что можно сделать для их профилактики и преодоления; какие приемы логопедического воздействия доступны неспециалистам; как родителям помочь ребенку собственными силами; каким образом наладить полноценное взаимодействие с врачом.
Для кого: врачей-логопедов и неспециалистов.
4. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.
Автор: Корнев А.Н.
Описание: в книге представлена авторская программа по обучению детей чтению с 4-5 лет с разработанными конспектами занятий одного из ведущих специалистов в области нарушений письменной речи.
Для кого: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей начальных классов КРО, воспитателям ДОУ.
5. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.
Автор: Сорокина Н.А.
Описание: интересные и полезные игры, упражнения и сценки помогут специалистам скорректировать такие речевые нарушения, как персеверации и атиципации, дислексию и дисграфию, дизорфографию, скандированность при произнесении слов и фраз, инфантильную детскую речь.
Для кого: пособие адресовано психологам, дефектологам, логопедам, педагогам, родителям детей и родственникам больных, имеющих нарушения речи в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.
6. Учим говорить особого ребенка.
Автор: Тищенко Т.Н.
Описание: в книге рассматриваются: развитие речи у обычных детей, отклонения в развитии речи у особенных детей, невербальное общение, роль мамы и папы в развитии речи ребенка
Для кого: педагогов и родителей.
Литература по работе с детьми с нарушением слуха
1. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Автор: Петрова О.А.
Описание: учебное пособие и рабочая тетрадь для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития.
Для кого: адресована родителям, сурдопедагогам, логопедам, психологам, воспитателям для занятий с детьми дошкольного возраста.
2. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности.
Автор: Лёве А.
Описание: в пособии представлены зарубежная история и современное состояние теории и методов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Показаны возможные перспективы слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха.
Для кого: студентов высших и средних педагогических учебных заведений, сурдопедагогов и родителей, имеющих детей с нарушениями слуха.
3. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе.
Автор: Шипицына Л.М.
Описание: в книге показана специфика формирования межличностных отношений в семьях слышащих и неслышащих родителей, имеющих детей с нарушенным слухом. Излагаются современные проблемы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей в специальных (коррекционных) школах и в условиях интеграции в обычный класс массовой школы.
Для кого: Книга может быть полезна педагогам и психологам специальных и массовых образовательных учреждений, логопедам, сурдопедагогам, студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, а также родителям, имеющим детей с нарушенным слухом.
4. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. Методическое пособие для педагогов и родителей.
Авторы: Новикова О.О., Шматко Н.Д.
Описание: в пособии представлен оригинальный подход к формированию произносительной стороны речи при широком использовании речевой ритмики. Он органично входит составной частью в существующую отечественную систему обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом.
Для кого: педагогов и родителей.
5. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция
Авторы: Грабенко Т.М., Михаленкова И.А.
Описание: в пособии описывается содержание игровых педагогических технологий, ориентированных на выявленные уровни эмоционального развития слабослышащих школьников.
Для кого: пособие адресовано педагогам, психологам, социальным работникам, воспитателям, опекунам и родителям, воспитывающим детей с нарушенным слухом, а также студентам педагогических вузов.
Как правильно организовать образовательный процесс для учащихся с ОВЗ? Бесплатный вебинар «Специальные образовательные условия как основа успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» даст ответы на все волнующие вопросы. Оформите свидетельство и пакет участника вебинара после просмотра.