Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Инклюзивное образование: подходы и методы обучения класса с детьми с ОВЗ (часть 2-я)

Как провести урок в инклюзивном классе таким образом, чтобы детям с особыми образовательными возможностями было максимально комфортно? В этой статье вы познакомитесь с методами работы на уроке в инклюзивном классе. Узнайте, что нужно учитывать при распределении детей со смешанными способностями, в чем суть кейс-метода и когда можно применять коллективнй способ обучения.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Мы продолжаем тему о методах работы в классе с детьми с ОВЗ. В прошлой статье мы рассмотрели 3 технологии работы: дифференциация обучения, кейс-метод, коллективный способ обучения.

В инклюзивном классе очень важно создать комфортные условия для всех учащихся. Использование эффективных технологий поможет добиться наилучших результатов.

Технология индивидуализированного обучения

В чем суть? На первый план в обучении выходят индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения. Индивидуальный подход дает возможность учесть особенности учеников с ОВЗ и реализовать образовательный маршрут, который подходит конкретному учащемуся. Индивидуализация обучения основывается на способах, приемах, темпе обучения, которые выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Как выражается? Ребенок самостоятельно выполняет работу на уроке или дома. Сложность самостоятельных работ варьирует в зависимости от уровня обучения. Выделяют разные уровни подготовки учеников, в инклюзивном классе обучаются дети 3–5 уровней. Если вы готовите урок в инклюзивном классе, необходимо понимать, с какими категориями детей нужно будет работать.

Виды уровней:

1-й уровень: дети с ОВЗ могут работать на одном уровне с другими учащимися.

2-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями (например, стоит уменьшить количество задач).

3-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями и материалами (дополнительные схемы, фотографии).

4-й уровень: детям с особыми образовательными потребностями необходимо дать другое упражнения, которое имеет упрощения.

5-й уровень: ученики с ОВЗ могут справиться с практическими/функциональными заданиями. Это могут быть ребусы, карточки, которые связаны с изучаемой темой. Можно прибегнуть к помощи тьютора, если у ребенка есть интеллектуальные нарушения.

Технология индивидуализированного обучения дает возможность каждому ребенку заниматься на своем уровне, что очень комфортно. Кроме этого, дети могут переходить с одного уровня на другой, выбрав более сложные упражнения. Все учащиеся при таком подходе будут заняты активной деятельностью. Так как работа каждого ученика происходит индивидуально, педагог поможет помогать тем, кому это необходимо, не отвлекая других. Но эта технология имеет существенный минус — отсутствие взаимопомощи и общения между учениками, что крайне важно в инклюзивных классах. Поэтому данную методику необходимо сочетать с другими педагогическими технологиями.

Игровые технологии

В чем суть? Игровые технологии позволяют повысить познавательный интерес и мотивацию учащихся, создают благоприятный эмоциональный фон на уроке. С помощью игры можно ускорить усвоение учебного материала.

Этапы проведения игры

1. Выбор игры. Учитывайте особенности инклюзивного класса, возраст детей, их уровень общения и т. д. Необходимо понять, насколько целесообразно использовать ту или иную игру, ведь она должна быть инструментом приобретения новых знаний и умений. Помните, что это прежде всего не развлечение, а способ решить конкретные воспитательные задачи. Не забывайте о педагогических целях урока: игра должна способствовать активизации мыслительной деятельности.

2. Подготовка. Если игра займет весь урок или его бóльшую часть, подумайте о грамотной организации пространства класса (может, пары лучше расположить кругом или группами). Учитывайте возможности размещения детей с ОВЗ. Место для игры выбирайте, исходя из ее содержания и количества играющих. Заранее подготовьте дидактический материал: он должен быть таким, чтобы его могли использовать все дети в классе. Предусмотрите возможные сценарии развития игры (они не всегда могут быть благоприятны). Можно подготовить небольшие подсказки, если у учащихся возникнут трудности.

3. Введение в игру. Перед началом игры объясните всем правила. Они должны быть простые, четко сформулированные. Пусть каждый ознакомится с раздаточным материалом. Обязательно убедитесь, что все учащиеся поняли правила: задайте наводящие вопросы, чтобы проверить их готовность. Если необходимо — продемонстрируйте игровые действия.

4. Разбивка на команды, распределение ролей. Все должны активно принимать участие в игре и чувствовать свою значимость. Любая игра требует определенного уровня готовности и может вызывать трудности у детей с ОВЗ. Тщательно пропишите их роли. В инклюзивных классах учителю лучше самому распределить учеников в группы. Капитан может быть выбран жребием, голосованием или назначен учителем.

5. Развитие игровой ситуации. Следите за четким соблюдением правил (за их нарушение можно придумать «штрафы») и темпом игры: он должен соответствовать среднему уровню подготовки учеников. При неправильном ответе тактично поправьте ученика, не нарушая темп. Дети должны чувствовать себя свободно и испытывать удовольствие от того, что делают, поэтому, лучше не наказывать за нарушение дисциплины (в пределах разумного). Дети с ОВЗ не должны быть объектом для негативных эмоций учеников — следите за этим. Если необходимо, смените роли в игре, усложните ее, введите новые лица.

6. Завершение игры. Если в игре присутствовал соревновательный момент, определите победителей. Результаты должны быть открытыми и справедливыми. Подведите итог, обсудите причину поражений, создайте мотивацию для дальнейшего развития. Обсуждать итоги должен весь класс — это развивает навыки самоконтроля, самооценки. Обратите внимание на деятельность учеников с ОВЗ, отметьте их прогресс относительно самих себя.

Применение игровых технологий в инклюзивном классе имеет большой потенциал. Используйте игру для активизации учебного процесса и мотивации учеников при изучении темы. Но не забывайте обдуманно подходить к выбору игры.

Технологии компенсирующего обучения

В чем суть? Эти технологии направлены на повышение уровня развития, внимания, логического и наглядно образного мышления. Учебные материалы наряду с коррекционными упражнениями помогают детям с ОВЗ усваивать основные приемы учебной деятельности.

Приемы компенсирующего обучения:

  • тренинг вычислительных навыков (включает материал начальной школы);
  • задания на развитие памяти;
  • уменьшение дидактических единиц;
  • опоры разного типа (наглядный плакат, опорный конспект);
  • алгоритмы решения задачи;
  • разделение сложного задания на составляющие.

Чтобы предмет был интересен и понятен детям, используйте карточки-таблицы и карточки-схемы (законченные и незаконченные), тесты, карточки с рисунками, карточки-диктанты, где может быть упражнение «заполни пропуск».

Коррекционно-развивающие упражнения помогут снять напряжение, скорректировать поведение и дать возможность почувствовать себя самостоятельным.

Инклюзия дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться, почувствовать уверенность. Владение основными технологиями и методиками поможет добиться наилучших результатов в образовательном процессе.

Каждый учитель должен знать особенности работы в классе с детьми с ОВЗ. Проверьте свои знания вместе с тестом «Организация работы с обучающимися с ОВЗ» на сайте наших партнеров ПедЭксперт и получите диплом I, II или III степени.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх