Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Инклюзивное образование: подходы и методы обучения класса с детьми с ОВЗ (часть 1-я)

Аватар
Алина Дийская
Автор статей

Сейчас инклюзивное образование является частой практикой во многих дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Что оно под собой подразумевает? Это система обучения, которая должна учитывать индивидуальные особенности ребенка с особыми образовательными возможностями. Чтобы дети с ОВЗ успешно могли освоить образовательную программу, необходимо индивидуально подбирать методики обучения, формы выполнений различных заданий, а также применять современные образовательные технологии.

Рассмотрим несколько технологий инклюзивного образования, благодаря которым есть возможность создать условия для доступного образования всех детей. Без исключения.

Технологии дифференциации обучения

В чем суть? Обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей через систему малых групп. Работа в группе должна проходить таким образом, чтобы каждый ее участник мог внести свой вклад в конечный результат посредством какого-либо задания. Учтите, что необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: если кому-то будет легче работать со вспомогательными материалами, предоставьте их. Уровень обучения у детей может быть разный.

3 правила, которые помогут правильно распределить детей со смешанными способностями группы:

1. Отбор. Тщательно формируйте группы, в которых находятся дети с ОВЗ. Следите за тем, чтобы атмосфера в группе было комфортной, доброжелательной.

2. Сложность заданий. Все упражнения должны быть выстроены таким образом, чтобы они подходили всем детям из группы, особенно детям с ОВЗ.

3. Помощь в группе. Очень часто сильные ученики, чтобы повысить общий результат группы, чрезмерно стараются помочь слабым, так как сомневаются в их силах. Объясните всем детям, как можно оказывать помощь.

Кейс-метод (Case-study)

В чем суть? Кейс-метод предполагает определенные учебные ситуации, которые конструируются на основе проходимого материала. Это дает учителям возможность самим создавать для ребенка учебный материал, отталкиваясь от его особенностей.

Как применять кейс-метод:

1. Создание кейса. Суть кейсов — анализ какой-либо ситуации. Чтобы решить ее, нужно применить полученные на практике знания. То, какой сложности будет кейс, зависит от возможностей учащихся. Например, если у ребенка ослабленное зрение, ему можно дать набор изображений или предложить прослушать аудио. Если у ребенка ЗПР — предложите ему знакомую бытовую ситуацию, в которой он может легко сориентироваться. Кейсы можно варьировать по уровню сложности.

2. Распределение по группам. Старайтесь не делать группы более 6 человек. Этот метод в инклюзивном классе хорошо сочетается с технологией дифференциации, о которой мы говорили выше.

3. Знакомство с ситуацией. Когда дети начнут знакомиться с материалами кейса, обратите внимание, как они оценивают задание. Здесь важный фактор — работа в команде, каждый должен быть «при деле». Установите сроки выполнения задания. Дети, первым делом, должны изучить материалы и выделить основную проблему. После этого предлагаются разные варианты ее решения методом «мозгового штурма». Обсудив каждую идею, выделите ее сильные и слабые стороны, ученики должны остановиться на одном варианте.

4. Подготовка к презентации. Выбранное решение должно быть обосновано, проиллюстрировано, подготавливаются материалы для выступления.

5. Общая дискуссия. Один из группы оглашает решение предложенного кейса. Все ученики обсуждают проблемы и оценивают правильность выбранного решения.

6. Выступление учителя. Педагог проводит анализ ситуации и оценивает группы.

Метод кейсов дает детям с индивидуальными особенности проявить свои аналитические навыки, научиться командной работе.

Коллективный способ обучения (КСО)

В чем суть? Каждый ученик по очереди должен поработать с каждым, выполняя поочередно роль то обучаемого, то обучающего.

Когда применять? При изучении нового материала самостоятельно, без объяснений педагога. Необходимо дать учащимся несколько тем (например, 4). Что необходимо учитывать при их выборе:

  • ученик может изучить их в любой последовательности;
  • они должны быть небольшие, можно разделить на абзацы, упростить/усложнить;
  • текст должен быть оптимальным для детей с ОВЗ;
  • в каждом абзаце должна быть законченная мысль;
  • каждый ребенок изучает одну тему, работает по определенному алгоритму;
  • распределить темы необходимо так, чтобы одновременно над каждой работали ученики с разными способностями.

Ученики могут работать по следующей схеме:

Алгоритм работы:

1. Ученику дается текст на определенную тему. После его полного прочтения необходимо составить план. Также подготавливается тетрадь, где будут фиксироваться ключевые моменты каждого абзаца (для удобства можно составить таблицу).

2. Каждый ученик находит себе пару. Вы можете сами распределить детей по парам, так как есть вероятность, что сами сильные ученики не захотят брать в напарники слабых.

3. У каждого ученика в паре своя тема. Сначала изучается тема 1-го ученика. Этот ученик читает первый абзац, его напарник — слушает. Затем они совместно обсуждают изученную часть текста, выделяют суть, рассматривают ключевые понятия. Второй ученик (который слушал) записывает в тетрадь первого полученные выводы. После этого 2-й ученик изучает первый абзац своей темы, а 1-й ему помогает.

4. Смена партнеров (один ученик из пары может просто пересаживаться на ряд вперед). Так как никто не знает, о чем первый абзац темы соседа, первый ученик пересказывает его содержание. Затем вслух читается второй абзац, он совместно обсуждается, выделяется главная мысль. После этого 2-й ученик пересказывает свою часть текста и читает второй абзац. Так оба партнера изучают вторую часть своего текста и узнают две части текста партнера.

5. После этого изучение тем проходит аналогично. Главное — последовательно выполнять действия: пересказ, прочтение следующего абзаца, обсуждение, выделение главного, выявление ключевых слов и понятий, запись в тетрадь, обмен ролями. Когда тема полностью изучена, проводится отчет внутри группы — краткий доклад.

6. На следующем этапе ученик выбирает вторую тему и изучает ее по данному алгоритму, но это происходит быстрее, так как часть материала уже знакома.

7. Оценка работы: можете создать листок учета изучения тем. Это поможет увидеть ход изучения всех тем. Ученики сами заполняют таблицу по мере работы.

А вы знаете основные показатели готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования? Проверьте свои знания вместе с тестом «Организация работы с обучающимися с ОВЗ» на сайте наших партнеров Педэксперт.

Следите за блогом! Совсем скоро — продолжение статьи.

Расскажите о статье своим друзьям:
0

Вы успешно подписаны на рассылку

Наверх