Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит в течении 5 минут

Мечты о медиаобразовании

Аватар
Стасюлевич Виктория
Автор курсов

Современные вузы мечтают видеть среди своих студентов тех ребят, которые после выпуска из школы обладают навыками критического мышления: умеют находить проблему, анализировать ее, делать связные выводы. Таким образом, на педагогов сваливается обязанность – развить в своих учениках новые компетенции, в том числе информационную, базирующуюся на критическом мышлении. Иными словами, нужно научить школьников не просто запоминать полученную информацию; а правильно пользоваться источниками, понимать, что в них — лишнее, а что действительно нужно, ориентироваться в потоке изображений, текста, аудио и видеоматериала и т. д. И в этом очень может помочь медиаобразование.

Традиционно «медиаобразование» понимается как комплекс средств освоения человеком окружающего мира в различных социокультурных аспектах. «Медиаобразование» еще очень молодо: оно зародилось только в 1970-х годах и до сих пор не имеет особого распространения в школах. Результатом такого обучения являются сформированные работы с СМИ (пресса, ТВ, радио и проч.). Задачами медиаобразования:

  • подготовка нового поколения к современным информационным условиям;
  • обучение критическому восприятию информации;
  • обучению навыку коммуникации на основе невербальных форм с помощью IT.

Звучит это действительно здорово: медиаобразование в какой-то степени стирает рамки между педагогом и учеником: они становятся равноправными перед получаемой информацией; педагог не учит — он помогает понимать и анализировать информацию, объясняет непонятные моменты, демонстрирует разные уровни осмысления.


Практика медиаобразования за рубежом


Медиаобразование является распространенной практикой в европейских и американских школах: помимо обычных уроков, которые включают в себя проектную деятельность, во многих учебных заведениях есть свои собственные газеты, радио, медиапорталы, которые помогают школьнику не только узнать основы какой-либо профессии, но и на практике показывают, как можно и нужно работать с информацией и как создать собственный оригинальный и интересный контент.

C 1977 года медиаобразование было официально включено в национальный учебный план для средней школы в Норвегии (чуть раньше, в 60-е в США и Великобритании), с 1997 — в Финляндии, с 1999 — в Канаде, с 2000 — в Швеции, и интегрировано в гуманитарные предметы такие, как: иностранные языки, музыка, история, социальные науки, литература и т.д.


Содержание медиаобразования


В основном медиаобразование включает в себя:

  • работу с медиатекстами;
  • общую медиаграмотность;
  • процесс создания различных медиа;
  • кинообразование;
  • использование медиаресурсов на занятиях.

Ожидания — реальность


В России внедрение медиаобразования упирается в три непреодолимых препятствия:

  • низкая техническая оснащенность школ (техническое препятствие);
  • низкая культура использования современных мультимедийных средств обучения у педагогов (кадровое препятствие);
  • закостенелость системы российского образования (системное препятствие).

Технический прогресс, новые образовательные технологии и другие инновации в российских школах приживаются крайне медленно. Идея медиаобразования возникла почти 50 лет назад, а она до сих пор считается новшеством! При этом каждый год говорят о важности этой дисциплины, продумывают, как ввести ее в образовательную программу хотя бы как дополнительный предмет. Но на дворе уже заканчивается 2018 год и все это так и остается на уровне разговора, а между тем технологии развиваются в геометрической прогрессии, и школа должна реагировать на эти изменения.


Как реализовать медиаобразование в школе?


Если нельзя ввести медиаобразование в учебный план, то можно ввести его в содержание уроков гуманитарных дисциплин, например, с помощью кейс-технологий. Они идеально подходят для интеграции медиаобразования на уроках, например, обществознания или МХК. Широкое разнообразие типов кейсов позволяет реализовать работу с «неучебными текстами». Лучше всего для реализации медиаобразования подходят следующие типы кейсов:

  • метод ситуативного анализа;
  • метод инцидента;
  • метод разбора деловой корреспонденции.

Обучающимся можно предоставить кейс, в котором будет подробно описана какая-то ситуация и проблема, которую им предстоит решить. Здесь можно интегрировать медиаобразование через полезные источники, выложенные в сеть, на которые школьники могут перейти при решении кейса, включить какие-нибудь аудиоматериалы, которые могут стать подсказкой, видеоролики и т.д. Также хорошо с кейс-технологией можно сочетать технологию кинообразования.

Обычно под кинообразованием понимается просмотр фильма на уроке, а затем быстрый опрос обучающихся. Чаще всего не хватает двух поставленных вместе уроков, чтобы досмотреть фильм до конца, приходится переносить на следующий. Многое забывается, не откладывается в памяти, а ученики считают это именно просмотром фильма, а не учебным процессом. Но если объединить кинообразование и кейс-технологию и перед просмотром фильма сформулировать проблему и дать задание решить кейс, то ученики будут внимательнее следить за происходящим на экране, запоминать те детали, которые могут пригодиться во время решения.


Применение игровых технологий в медиаобразовании


Но что, если усложнить и добавить игровой соревновательный элемент? Например, перед решением кейса разбить класс на несколько небольших групп и задать условие, что та группа, которая предложит наиболее удачное решение кейса, получит, например, бонус во время следующей контрольной работы или знак отличия (наклейку на тетрадь, закладку, небольшой блокнотик — приятную мелочь, которая будет обладать какой-то материальной ценностью). Это повысит мотивацию учеников: они полностью сосредоточат свое внимание на выполнении задания и сами не заметят, как увлекутся процессом.

Медиаобразование можно включать в реализацию внеурочной деятельности как один из вариантов проведения классного часа на следующие темы:

  • Какую информацию можно считать достоверной, а какую — фейковой (в знач.: недостоверной)?
  • Какая информация может быть опасна, а какая — может пригодиться?
  • Как не стать жертвой моральной паники?
  • Что означают «деструктивные сообщества» и как противостоять информации, которая призывает к суициду?
  • Как не попасть на удочку мошенников в социальных сетях.
  • Как защитить персональную информацию (в том числе, кибербезопасность).

Также на этих занятиях можно поговорить о медийных личностях — о блогерах, о том, что они рассказывают своей аудитории, и как это может повлиять на массы. Но, прежде чем заводить разговор о медийных личностях, и высказывать свою оценку, посмотрите и послушайте, что они говорят: иногда это интересные и полезные вещи.

В заключении, как обычно, очень интересное, но старенькое интервью с Василием Гатовым — руководителем Медиа Лаборатории РИА Новости.

Интересная статья про медиаобразование в Канаде и не менее интересная статья про медиаобразование в Скандинавии.

Статья об энтузиастах медиаобразования.

А как еще можно применять медиаобразование в школе? Пишите ваши варианты в комментариях!

Расскажите о статье своим друзьям:
0

Вы успешно подписаны на рассылку

Произошла ошибка, подписаться не удалось

Наверх