ФГОС 3-го поколения: что включить в организационный, содержательный и целевой разделы программы
С 1 сентября 2022 года во всех образовательных учреждениях начинают действовать ФГОС 3-го поколения. В разделы программы начального и основного общего образования внесли небольшие изменения. В статье помогаем разобраться, какие именно.
Что включить в организационный раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС
Для чего нужен организационный раздел ООП? Для того, чтобы установить общие рамки образовательной деятельности, организационные механизмы и условия реализации программы.
Что включить в раздел:
-
учебный план;
-
план внеурочной деятельности;
-
календарный учебный график;
-
календарный план воспитательной работы;
-
характеристику условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Внеурочную деятельность изменения особо не коснулись. План можете составлять так. как делали это раньше. Только теперь не обязательно указывать в плане состав и структуру направлений, так как направления развития личности в рамках внеурочной деятельности не закрепили.
Что должно быть в плане внеурочной деятельности:
-
формы организации и объем внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов учеников, запросов родителей и возможностей школы;
-
установленный объем не должен превышать 1320 академических часов за четыре года обучения в начальной школе и 1750 академических часов за пять лет обучения в основной школе;
-
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов детей.
При разработке АООП для детей с ОВЗ, в план внеурочной деятельности необходимо включить индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.
При составлении календарного учебного графика теперь можете не включать в него продолжительность учебных периодов – четвертей и триместров. Просто укажите продолжительность учебного года (п. 32.2 ФГОС НОО, п. 33.3 ФГОС ООО).
Конкретных требований к составлению календарного плана воспитательной работы сейчас нет. Главное – не забудьте прописать все мероприятия воспитательной направленности, в которых принимает участие школа.
Характеристику условий реализации ООП необходимо писать, учитывая 3-ий раздел ФГОС НОО и ФГОС ООО. В характеристике необходимо прописать: общесистемные, материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации ООП.
Что включить в содержательный раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС
Содержательный раздел ООП программы направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Включите в него:
-
рабочие программы предметов, модулей, курсов, в том числе внеурочной деятельности;
-
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
-
рабочую программу воспитания.
При разработке АООП для детей с ОВЗ на основе ФГОС ООО, включите дополнительно программу коррекционной работы (п. 32 ФГОС ООО).
Помните, что количество часов в рабочих программах предметов, модулей и курсов должно совпадать с часами в учебном плане по каждому предмету. В содержательном разделе все мероприятия должны входить в учебный план, план внеурочной деятельности или календарный план воспитательной работы (зависит от специфики).
Что включить в целевой раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС
Целевой раздел должен содержать три компонента:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения программы;
-
систему оценки достижения планируемых результатов (п. 30 ФГОС НОО, п. 31 ФГОС ООО).
Пояснительная записка.
В пояснительной записке пропишите цели реализации ООП и конкретизируйте их в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы.
Не забудьте указать принципы формирования и механизмы реализации программы, в том числе с помощью индивидуальных учебных планов. Например, при разработке индивидуального учебного плана для ускоренного обучения часть часов отводите на самостоятельное изучение. И укажите, как будете контролировать изучение этой части.
В третьей части пояснительной записки пропишите общую характеристику программы.
Планируемые результаты.
Что отражают планируемые результаты? В первую очередь, требования ФГОС и систему оценки результатов освоения программы. Также планируемые результаты должны стать содержательной и критериальной основой для разработки программ ООП:
-
рабочих программ предметов, модулей, курсов – в том числе внеурочной деятельности;
-
рабочей программы воспитания;
-
программы формирования универсальных учебных действий учеников.
Когда выбираете средства обучения и воспитания и учебно-методическую литературу, также используйте планируемые результаты.
При составлении планируемых результатов учитывайте возраст учащихся и специфику образовательной деятельности.
Для начальной школы планируемые результаты должны давать общее понимание формирования личностных результатов, уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты – с позиций организации их достижения учениками и с позиций оценки этих результатов (п. 30.2 ФГОС НОО).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Формируйте систему оценки достижения планируемых результатов на основе самих планируемых результатов освоения ООП, которые изложили в предыдущей части пояснительной записки.
Система оценки результатов для ФГОС начальной и основной школы немного отличаются. Давайте рассмотрим требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
1. Система должна отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности.
2. Система должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, чтобы оценить предметные и метапредметные результаты.
3. Система должна предусматривать оценку динамики учебных достижений учеников.
4. Система должна обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений.
5. Система должна ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание детей, достижение планируемых результатов освоения предметов, курсов, модулей и формирование универсальных учебных действий (ФГОС НОО).
6. Система должна предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий (ФГОС ООО).
Третья часть пояснительной записки для уровня основного общего образования должна содержать описание организации и содержания промежуточной аттестации учеников в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся (п. 31.3 ФГОС ООО).
Обратите внимание, что система оценки достижения планируемых результатов связана с ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.
Статья оказалась полезной? Поделитесь с коллегами и подписывайтесь на блог ДИСО, получайте полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов.