Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

ФГОС 3-го поколения: что включить в организационный, содержательный и целевой разделы программы

С 1 сентября 2022 года во всех образовательных учреждениях начинают действовать ФГОС 3-го поколения. В разделы программы начального и основного общего образования внесли небольшие изменения. В статье помогаем разобраться, какие именно.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

С 1 сентября 2022 года во всех образовательных учреждениях начинают действовать ФГОС 3-го поколения. В разделы программы начального и основного общего образования внесли небольшие изменения. В статье помогаем разобраться, какие именно.

Что включить в организационный раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС

Для чего нужен организационный раздел ООП? Для того, чтобы установить общие рамки образовательной деятельности, организационные механизмы и условия реализации программы.

Что включить в раздел:

  • учебный план;

  • план внеурочной деятельности;

  • календарный учебный график;

  • календарный план воспитательной работы;

  • характеристику условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.

Внеурочную деятельность изменения особо не коснулись. План можете составлять так. как делали это раньше. Только теперь не обязательно указывать в плане состав и структуру направлений, так как направления развития личности в рамках внеурочной деятельности не закрепили.

Что должно быть в плане внеурочной деятельности:

  • формы организации и объем внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов учеников, запросов родителей и возможностей школы;

  • установленный объем не должен превышать 1320 академических часов за четыре года обучения в начальной школе и 1750 академических часов за пять лет обучения в основной школе;

  • вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов детей.

При разработке АООП для детей с ОВЗ, в план внеурочной деятельности необходимо включить индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.

При составлении календарного учебного графика теперь можете не включать в него продолжительность учебных периодов – четвертей и триместров. Просто укажите продолжительность учебного года (п. 32.2 ФГОС НОО, п. 33.3 ФГОС ООО).

Конкретных требований к составлению календарного плана воспитательной работы сейчас нет. Главное – не забудьте прописать все мероприятия воспитательной направленности, в которых принимает участие школа.

Характеристику условий реализации ООП необходимо писать, учитывая 3-ий раздел ФГОС НОО и ФГОС ООО. В характеристике необходимо прописать: общесистемные, материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации ООП.

Статья в блоге
Новые ФГОС: что ждет педагогов в 2022 году. 4 важных пункта, на которые необходимо обратить внимание
Читать

Что включить в содержательный раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС

Содержательный раздел ООП программы направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Включите в него:

  • рабочие программы предметов, модулей, курсов, в том числе внеурочной деятельности;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • рабочую программу воспитания.

При разработке АООП для детей с ОВЗ на основе ФГОС ООО, включите дополнительно программу коррекционной работы (п. 32 ФГОС ООО).

Помните, что количество часов в рабочих программах предметов, модулей и курсов должно совпадать с часами в учебном плане по каждому предмету. В содержательном разделе все мероприятия должны входить в учебный план, план внеурочной деятельности или календарный план воспитательной работы (зависит от специфики).

Обновленный ФГОС ООО: как педагогу подготовить ООП и учебные планы
Спикер: Людмила Шмакова, кандидат педагогических наук
Смотреть вебинар

Что включить в целевой раздел программы начального и основного общего образования по новым ФГОС

Целевой раздел должен содержать три компонента:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения программы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов (п. 30 ФГОС НОО, п. 31 ФГОС ООО).

Пояснительная записка.

В пояснительной записке пропишите цели реализации ООП и конкретизируйте их в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы.

Не забудьте указать принципы формирования и механизмы реализации программы, в том числе с помощью индивидуальных учебных планов. Например, при разработке индивидуального учебного плана для ускоренного обучения часть часов отводите на самостоятельное изучение. И укажите, как будете контролировать изучение этой части.

В третьей части пояснительной записки пропишите общую характеристику программы.

Планируемые результаты.

Что отражают планируемые результаты? В первую очередь, требования ФГОС и систему оценки результатов освоения программы. Также планируемые результаты должны стать содержательной и критериальной основой для разработки программ ООП:

  • рабочих программ предметов, модулей, курсов – в том числе внеурочной деятельности;

  • рабочей программы воспитания;

  • программы формирования универсальных учебных действий учеников.

Когда выбираете средства обучения и воспитания и учебно-методическую литературу, также используйте планируемые результаты.

При составлении планируемых результатов учитывайте возраст учащихся и специфику образовательной деятельности.

Для начальной школы планируемые результаты должны давать общее понимание формирования личностных результатов, уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты – с позиций организации их достижения учениками и с позиций оценки этих результатов (п. 30.2 ФГОС НОО).

Система оценки достижения планируемых результатов.

Формируйте систему оценки достижения планируемых результатов на основе самих планируемых результатов освоения ООП, которые изложили в предыдущей части пояснительной записки.

Система оценки результатов для ФГОС начальной и основной школы немного отличаются. Давайте рассмотрим требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

1. Система должна отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности.

2. Система должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, чтобы оценить предметные и метапредметные результаты.

3. Система должна предусматривать оценку динамики учебных достижений учеников.

4. Система должна обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений.

5. Система должна ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание детей, достижение планируемых результатов освоения предметов, курсов, модулей и формирование универсальных учебных действий (ФГОС НОО).

6. Система должна предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий (ФГОС ООО).

Третья часть пояснительной записки для уровня основного общего образования должна содержать описание организации и содержания промежуточной аттестации учеников в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся (п. 31.3 ФГОС ООО).

Обратите внимание, что система оценки достижения планируемых результатов связана с ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.

Обновленная программа воспитания в школе
Спикер: Станислав Акимов, кандидат педагогических наук
Смотреть вебинар

Статья оказалась полезной? Поделитесь с коллегами и подписывайтесь на блог ДИСО, получайте полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх