Ребенок с аутизмом в классе. К чему готовиться педагогу: 6 главных этапов обучения
Каждый педагог — эксперт по общению с детьми. Но не все знают, что делать дальше, если думают, что у ученика признаки аутизма. Сидит в дальнем углу класса каждую перемену, ни с кем не общается, психует, если что-то идет не по плану
Другая ситуация. Вы узнаете, что в класс придет ученик с аутизмом. В голове сразу возникает много вопросов: как вести себя с учеником? Как к нему будут относиться другие дети? Будет ли он отставать от общей программы? Каких действий от него ожидать?
Никто не предоставит вам четкий перечень симптомов, которые 100% укажут— у ребенка расстройство аутистического спектра (РАС). Но есть определенные сигналы, которые проявляются у многих детей с аутизмом.
Основные признаки аутизма у ребенка.
-
Плохо выражает свои мысли. Ребенок с признаками аутизма старается не привлекать внимание других людей.
-
Выполняет одни и те же действия. Играет в одну и ту же игру или постоянно выстраивает предметы на парте в определенном порядке.
-
Сопротивляется любым изменениям. Еще один признак аутизма у ребенка— он паникует, если что-то идет не по плану.
-
Проблемы с социальным взаимодействием или общением со сверстниками или одноклассниками.
-
Замкнут на уроках. Ребенок с РАС (*расстройство аутистического спектра) может сидеть на уроках молча, ничего не спрашивать и не пытаться взаимодействовать с учителем.
-
Имеет навязчивые идеи. Например, в играх с одноклассниками ребенок с признаками аутизма может иметь сильное желание всегда побеждать или предпочитает играть по одному и тому же сценарию.
-
Демонстрация неадекватного поведения при других детях, педагогах.
К частым признакам аутизма у детей относят проблемы с координацией и мелкой моторикой (не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки, начертить параллелограмм при помощи линейки). Но такие дети способны запомнить большой объем информации и могут хорошо разбираться в математике.
Признаков аутизма довольно много и у каждого ребенка они проявляются по-разному, поэтому, его нелегко диагностировать.
Помощь детям с синдромом аутизма в классе: главное — понимание
Помощь начинается и заканчивается пониманием. Поэтому самое важное, что вы можете сделать — это узнать информацию об аутизме, чтобы вы правильно понимали причины поведения ребенка и его проблем в учебе.
По ошибке, чрезмерную прямолинейность ребенка с аутизмом можно принять за грубость, а необычные действия за деструктивное поведение. Если ребенок срывает урок своим криком, вы имеете полное право сделать ему замечание. Но очень важно понять причину такого поведения.
Один из признаков аутизма у ребенка может проявляться в поведенческих проблемах:
-
истерики
-
бег по комнате
-
крики
-
самоповреждение
-
бросание вещей на пол
-
разговоры с самим собой и др.
Совет: записывайте все случаи неадекватного или странного поведения. Это поможет определить, что именно вызывает у ученика с расстройством раздражение.
Помните, что дети с аутизмом буквально понимают инструкции:
Разрежьте лист на 8 равных частей.
Покрасьте дерево в тот же цвет, что и траву.
Не двигайся, пока я не вернусь.
И если другие дети понимают, что точность в этом случае понятие относительное, то для особого ребенка эти инструкции могут привести к панике. Части листа не могут быть 100% равными. Цвет дерева не может 1 в 1 соответствовать цвету травы. Невозможно стоять на месте и совсем не двигаться долгое время.
Результат — разочарование и гнев. Ведь ребенок честно пытался выполнить ваши условия, но не смог.
Как педагогу вести себя, если в классе есть ребенок с аутизмом?
Подготовили для вас 5 полезных советов.
-
Давайте дополнительное время. Ученикам с расстройством аутистического спектра часто требуется больше времени, чтобы выполнять задания.
-
Следите за изменениями. Любой шаг в сторону может вызвать панику у ученика с РАС. Постарайтесь не менять расписание спонтанно и всегда предупреждайте ребенка.
-
Говорите простым языком. Дети с аутизмом не умеют «читать между строк», не понимают метафоры и сарказм, им трудно представить что-то абстрактное. Помните об этом.;
-
Давайте обратную связь. Ученику с аутизмом сложно понять, хорошо или плохо он справился с заданием. После каждого выполненного упражнения говорите ребенку, что он движется в правильном направлении или укажите, что необходимо исправить.
-
Не забывайте хвалить. Найдите возможность рассказать своему ученику с синдромом аутизма, в чем он преуспел. Хвалите как за успехи, так и за достойные попытки добиться успеха. Конкретизируйте, за что вы его хвалите.
Как педагогу подготовиться к встрече с ребенком с аутизмом? План из 6 шагов
Все, о чем мы говорили выше— первый шаг к эффективному обучению детей с аутизмом. Помните: самообразование— это ключ, без которого все остальное невозможно.
Изучите 6 основных этапов, которые помогут подготовиться к обучению особого ребенка.
1. Изучите особенности заболевания.
2. Обратитесь к родителям. Они — ваш первый и лучший источник информации о ребенке с аутизмом. Начните взаимодействие еще до начала учебного года. Укрепите доверие, поддерживайте связь с родителями, сообщайте о ваших наблюдениях. Узнайте о центрах поддержки для родителей детей с аутизмом.
3. Подготовьте класс. Помните об индивидуальных особенностях ребенка. Создайте комфортную образовательную среду: исключите факторы, которые мешают учебе и сделайте четкое расписание.
4. Расскажите одноклассникам об особенностях ребенка. Другие дети должны понимать, что в их классе находится особый ребенок. Дети с аутизмом тяжело устанавливают дружеские отношения со сверстниками, ребенку нужна будет помощь.
5. Подготовьте индивидуальную образовательную программу. Все дети с особыми образовательными потребностями должны иметь индивидуальный маршрут обучения.
6. Создайте комфортную образовательную среду. Школа— это стрессовая среда. Как мы уже говорили, даже внезапная смена расписания или чрезмерное освещение в классе может вызвать беспокойство у ученика с аутизмом. Помните об этом.
Да, обучать «особых» детей— непростая задача, но она даст свои плоды, если мы будем чуткими и терпеливыми, что важно для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с аутизмом— это, прежде всего, дети. Помните об этом. Любите своих «особых» учеников также, как и любого другого ребенка в классе.
Записывайтесь на самый масштабный интенсив по инклюзивному образованию «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: качественное взаимодействие в системе «педагог–ребенок–родитель». 5 вебинаров от экспертов-практиков, пакеты материалов от спикеров и удостоверение на 72 часа после интенсива.
Самые популярные вебинары по теме «работа с детьми с ОВЗ»: