Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит в течении 5 минут

Как распознать девиантное поведение школьника и предотвратить непоправимое

Аватар
Стасюлевич Виктория
Автор курсов

Страна еще не отошла от страшных событий в Керчи, как 31 октября случился новый теракт с участием студента Архангельского политехнического техникума: 17-летний молодой человек устроил взрыв в здании ФСБ и погиб от полученных повреждений. По предварительным данным в СМИ пострадало три сотрудника ведомства, они находятся в больнице и их жизни ничего не угрожает.

Ужасает сам факт происходящего: подростки совершают нападения, расстреливают одноклассников и учителей, создают самодельные взрывные устройства, устраивают одиночные теракты (а это по мнению исследователей самый непредсказуемый тип, который трудно распознать и предотвратить) и заканчивают жизнь самоубийством после исполнения своего кошмарного плана. Ужасает и то, что эти события порождают волну «мракобесия» в СМИ — тут же эксперты начинают винить Интернет, социальные сети, фильмы ужасов с высокими рейтингами, компьютерные игры, глобализацию, совсем не обращая внимания на индивидуальные причины, почему подросток решился на такой отчаянный шаг. Это может быть травля как одноклассников, так и учителей (да, коллеги, бывают случаи, когда ученик подвергается издевательствам со стороны учителя, но это тема для отдельного разговора), проблемы в семье — в эту категорию можно отнести трудные отношения с родителями, психологическое и физическое насилие, материальное неблагополучие семьи, тяжелая болезнь одного из близких, личностные переживания, депрессию и т.д. Этот, повторюсь, отчаянный шаг — результат огромного эмоционального срыва, к которому ребенок мог идти очень долго и в большинстве случаев его можно предотвратить.

Подростки очень нестабильны и индивидуальны: некоторые из них выплескивают свой негатив сразу, устраивая скандалы, громко рыдая и высказывая своё возмущение. Некоторые копят его в себе — они похожи на бомбу замедленного действия и взрываются, когда напряжение достигает предела. Некоторые предпочитают справляться со своими проблемами самостоятельно и действительно находят выход из трудных ситуаций, а некоторые пытаются уйти от решения с помощью тех вещей, которые «расслабляют мозг» — курят, употребляют алкоголь и легкие наркотики, уходят из дома, привлекают к себе внимание, то есть проявляют девиантное поведение.


Впрочем, что такое «девиация»? Само слово звучит страшно (а от словосочетания «девиантное поведение подростка» вообще волосы встают дыбом), и если вы слышите его впервые, то кажется, что это если не какая-то психологическая болезнь, то точно отклонение. И это практически так: словари / интернет / умные книги по психологии дают много разных определений слову «Девиация», но все сводится к одному: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существует множество исследователей этого явления, работ, посвященных причинам отклоняющегося поведения у подростков, типологий и пр. Одна из них представлена в исследовании С. А. Беличева, в котором он предлагает разделять девиантное поведение по типу ориентации и выделяет:

  • Социальные отклонения корыстной ориентации.

  • Под этим понимается правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

  • Агрессивные ориентации.

  • Этот тип девиации, в котором человек совершает действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования и т. д.)

  • Социально-пассивные типы ориентации.

  • Третий тип девиации заключается в стремлении уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелания решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Некоторые причины девиантного поведения носят социальный характер: девиантное поведение, само по себе, относительно, потому что оно соизмеряется только с культурными нормами, которые приняты в том или ином обществе. Самый простой пример — если в семье принято употреблять алкоголь, курить и нецензурно выражаться при детях, то для ребенка это будет считаться нормой, и не будет ничего удивительного, если он будет копировать маму или папу в школе, так же как он или она материться в классе, курить и проч. Другие причины девиантного поведения — социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, недостаток внимания со стороны родителей, или наоборот, гиперопека.

Первые признаки девиантного поведения проявляются в младшем и продолжаются в подростковом возрасте, когда ребенку нужно понимание со стороны родителя. Именно в это время после пустяковых семейных конфликтов начинаются «побеги» из дома, мысли «я никому не нужен, даже родителям» и т.д. В некоторых случаях причиной может стать скука, когда в школе нет ничего нового и интересного, и ребенок просто не знает, как применить себя в жизни. В других — проблемы с успеваемостью или коллективом. Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, и все события, которые происходят там, сильно влияют на него. А в школе, как мы с вами, коллеги, знаем непонаслышке — проблем много, и они начинаются с системы образования, и это —другой разговор.

Помимо этого, психологи выделяют и другие причины такого поведения:

  • Жизнь в неполной / малообеспеченной / неблагополучной / многодетной семье;
  • Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  • Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  • Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Если ребенок не может найти понимание и поддержку у родителя, то он пытается решить проблему самостоятельно или (что очень распространено) пытается преодолеть стресс «как взрослые», а именно с помощью сигарет («— Выкури, расслабься»), алкоголя («— Выпей, полегчает»), или наркотиков («— Да ладно, с одного раза не затянет»).

Стоит отметить, что многие школьники пробуют алкоголь, сигареты и наркотики только ради любопытства: им интересно, как то или иное вещество будет действовать на их организм, какой получится эффект и т.д.

Распознать девиантное поведение у некоторых подростков достаточно трудно: ребенок может вести себя как обычно, с периодическими вспышками гнева или перепадами настроения, и это чаще всего объясняют переходным возрастом, гормонами и т.д. Действительно, он может периодически сверхэмоционально реагировать на различные происшествия в его жизни, и в этом нет ничего страшного: у многих это проходит после завершения периода полового созревания, но есть признаки, которые могут проявляться постоянно и на которые стоит обратить внимание как педагогу, так и родителям. Вот некоторые из них.

Агрессивность


Первый признак, на который стоит обратить внимание — это постоянная агрессивность. Подросток вечно чем-то недоволен, зол, огрызается с учителями или родителями, непримирим и напорист. Он не слышит чужого мнения, жестко отстаивает свою точку зрения, не считается с нуждами и чувствами других людей вокруг себя, не извиняется, если совершил проступок, и не чувствует себя виноватым. Со стороны такой ребенок напоминает бешеного ёжика: он дистанцируется от окружающих, близко не подпускает к себе, нервничает и не идет на контакт.

Что педагогу стоит делать в таком случае?

Главное — не отвечать на агрессию, но и не игнорировать происходящее. Набиваться в друзья тоже не стоит, пройти сквозь оборону «иголок» не просто, и одна ошибка может привести к еще большему ожесточению. Стоит помнить, что каждый подросток — это личность, и с ними нужно разговаривать как с взрослыми и все понимающими людьми, спокойным тоном, и не поддаваться на их провокации. Также стоит обратиться к школьному психологу — он поможет подобрать ключик к конкретной личности и подсказать, как педагог может помочь подростку и что он должен делать в конкретном случае.

Важно! Педагог должен обязательно сообщить об агрессивном поведении классному руководителю и родителям. Агрессивность — это первый и самый легко распознаваемый признак девиантного поведения.

Резкая смена настроения


Второй признак девиантного поведения — резкая смена настроения. В отличие от агрессивности, это, как уже было сказано ранее, не самый ярко выраженный признак, потому что скачки настроения случаются у каждого подростка и виной тому огромные умственные нагрузки в школах и на дополнительных занятиях, давление родителей из-за ОГЭ и ЕГЭ, хронический недосып и эмоциональная усталость. Подросток может быть в одну минуту весел, взахлеб рассказывать об интересном сериале или уроке, а через несколько минут огрызнуться, вставить колкость, расплакаться или разозлиться и хлопнуть дверью, и зачастую это объясняется всплеском гормонов. Но бывают случаи, когда ребенок не может контролировать свои эмоции, ему нужно что-то для успокоения (тут приходят на «помощь» друзья девиантных подростков — сигареты, алкоголь) или наоборот, допинг — энергетики, легкие наркотики, которые дают необходимую энергию для того, чтобы казаться веселым и нормальным, а также успевать по всем предметам и готовиться к экзаменам.

Что в таком случае делать педагогу?

Распознать этот признак можно только с помощью наблюдения: если у ребенка очень часто происходят перепады настроения, но при этом он хорошо успевает на занятиях, редко проявляет агрессию по отношению к другим людям и не замечен в хулиганстве или даже за курением за школой, то скорее всего это подростковое и какой-то серьезной опасности не составляет. Но если эти вспышки происходят очень часто и сопровождаются агрессией или крайне депрессивным состоянием (ребенок плачет в укромном уголке, апатичен, или у него нет желания работать на уроке), то педагог должен постараться наладить контакт с таким учеником. Лучший способ — дать какое-либо интересное задание, например попросить помочь поискать фильм к теме урока, помочь полить цветы после занятий и в процессе побеседовать с ним, предложить поучаствовать в каком-нибудь конкурсе или мероприятии и во время подготовки спросить о том, что его беспокоит. Не в коем случае не проявлять агрессию, не одергивать ученика, если он загрустил во время урока, не «подкалывать» его (а это педагоги, как показывает практика, очень любят). Суть в том, чтобы дать подростку эмоциональный отклик, потому что формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение.

Важно! Педагог должен наладить контакт и сформировать дружескую связь, но ни в коем случае не допускать «панибратства». Он должен стать тем взрослым-другом, к которому можно обратиться со своей проблемой и который может помочь в поисках решений.

Скрытность


Про таких учеников сами одноклассники говорят: «в тихом омуте черти водятся». Он сидит на третьей или четвертой парте третьего ряда у выхода из класса, много молчит, не проявляет особого интереса ни к одноклассникам, ни к учителям, ни к предмету, ни к заданиям, ни к школьной жизни. Он постоянно один, редко когда стоит в компании других, более активных ребят, и никогда не произносит ни звука. Иногда даже трудно заметить отсутствие такого ребенка в классе, потому что, кажется, он старается слиться с стенами школы или раствориться в толпе. При этом такие ребята редко становятся участниками буллинга: их не травят одноклассники, для них он будто не существует, он не участвует в коллективных издевательствах — ему это не интересно. Школьник-невидимка.

Есть случаи, когда такие подростки просто интроверты — они абсолютно нормальные ребята, которые за пределами школы имеют друзей, хобби, часто помогают по дому и ведут себя как обычные дети, просто в школе у них изначально не получилось наладить контакт с окружающими, и это привело к такому своеобразному социальному отторжению.

Что в таком случае делать педагогу?

Учителю нужно постараться включить его в коммуникативный процесс: чаще спрашивать на уроке, проводить групповые занятия, деловые игры, таким образом «выводить на свет». Известно, что командная работа помогает в формировании коммуникативных навыков и способствует социализации любого индивида, и в этом случае такой подход может помочь подростку преодолеть сформировавшийся социальный барьер.

Другой пример, когда подросток имеет какие-то проблемы и думает, что в состоянии решить их сам без какой-либо помощи. Он скрывает их от одноклассников, от родителей и тем более от учителей. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного психологического истощения. И не до конца сформировавшаяся личность подростка сразу начинает разрушать себя и деградировать. Распознать такой вариант девиантного поведения скрытного подростка очень трудно: здесь, как и в во втором и третьем случае, педагог должен найти подход к подростку, установить контакт и выявить причину. В этом ему может помочь школьный психолог, классный руководитель или родители. Ошибка при таком варианте девиантного поведения может привести к тому, что ребенок «закроется» окончательно и подобраться к его переживаниям станет намного труднее.

Неуправляемость


Последний признак распознать также легко, как первый, но и здесь есть своя особенность: если агрессивный подросток похож на пороховую бочку с зажжённым фитилем, то неуправляемый — на гоночный болид без тормозов. Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать подростка агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Что в таком случае делать педагогу?

Объяснить то, что он не прав, такому подростку невозможно: он чувствует постоянную опасность, ему кажется, что каждый посягает на его «территорию», лезет советами в его жизнь, хотя он этого не просил. Он защищает себя, свою личность, но на деле постоянно теряет контроль. Он чувствует себя важным, взрослым, самостоятельным, но вместо того, чтобы остановиться и подумать над своими действиями, он продолжает совершать странные поступки, ошибки, рвет социальные связи и не может остановиться, поэтому задача педагога — остановить его. Здесь, опять же, не нужно повышать голос, не нужно проявлять агрессию (обливать холодной водой разбушевавшегося тинэйджера тоже плохая затея). Педагог должен постараться «выцепить» его, остаться наедине и просто спокойно поговорить, без чтения нотаций или упреков. Он должен стать авторитетом для такого трудного подростка, быть в меру жестким, но при этом уметь сопереживать. Если педагог не знает, как можно остановить неуправляемый гоночный болид, то он должен обратиться к школьному психологу и описать ему конкретные поведенческие моменты и на основе заключения психолога уже выстраивать свою стратегию поведения.


Сдерживаться, когда ученик доводит до «белой горячки» — очень сложно, но педагог должен понимать, что у подростка всегда есть внутренние причины, обиды, комплексы, которые так или иначе влияют на его поведение, и любую проблему можно преодолеть, если найти правильное решение. Они не чудовища, не психопаты и не звери. Девиантных подростков бояться не нужно: они просто люди, которым нужна помощь.


В заключении хочется предложить пару интересных ссылок:

Видеолекция о том, что такое девиантное поведение.

Японский сериал об очень «непедагогичном» учителе, чей нестандартный подход к решению проблем помог стать лучше целому классу девиантных детей.

Расскажите о статье своим друзьям:
0

Вы успешно подписаны на рассылку

Произошла ошибка, подписаться не удалось

Наверх