3 способа задать вопросы, которые заинтересуют весь класс
Начало урока. Вам необходимо повторить прошедшую тему. Выяснить, что из предыдущего занятия все-таки смогли запомнить дети. И в надежде, что случится чудо, и класс хором ответит на ваш вопрос, вы спрашиваете: «И так, кто скажет правильный ответ?». Как бы вы не задавали этот вопрос, результаты всегда (почти всегда) одинаковы. 1-3 ученика тянут руку, чтобы заработать очередной «+» в карму.
И тут многие педагоги сталкиваются с заблуждением. По ответам всего лишь пары учеников мы делаем вывод, что успеваемость в классе не так уж и плоха.
Конечно, мы хотим верить, что все ученики прилежно учатся. Но это не так. К счастью, есть гораздо более эффективные способы проверки понимания изученной темы или прочитанного параграфа. Способы, которые позволяют охватить внимание всех учеников в классе.
Мы рассмотрим 3 простых, но действенных метода, которые помогут вам построить свой урок так, чтобы все дети в классе принимали активное участие в процессе.
Выражаем мысли на классной доске
Этот метод дает учителю возможность заглянуть в головы учеников, когда они отвечают в письменной форме на конкретный вопрос. В чем эффективность этой техники? Создание глубокого и содержательного вопроса, в котором отображается какая-то большая идея, лежащая в основе темы урока.
Например, урок обществознания. Вместо того, чтобы спросить определение капитализма — вопрос, ответ на который от каждого ученика будет примерно одинаков, спросите: «Какие проблемы наблюдаются в обществе с капиталистическим строем?»
Инструкция:
- Подготовьте вопрос, в котором будет отражен один из основных элементов урока.
- Просите учеников записать свои ответы в тетради.
- Чтобы задание не заняло много времени, поставьте ограничение по времени — 10 минут. И ответ должен уместиться в одно предложение.
- Затем ученики на доске по очереди пишут короткий ответ.
В чем отличие от обычных устных вопросов? Эта методика помогает всем ученикам одновременно обрабатывать и делиться своими ответами на важный вопрос.
Назначаем повестку дня
Стремитесь действительно вовлечь своих учеников? Дайте им возможность поговорить друг с другом! Методика «Назначаем повестку дня» позволит вам быстро объединить учеников в пары для обсуждения вопроса.
Инструкция:
- Раздайте каждому ученику расписание встреч
(скачать: https://vk.cc/aAZDFb).
- Попросите учеников напротив каждого временного интервала вписать имя учащегося (но имена друг у друга должны совпадать). Если ученик назначает встречу со сверстником на 8 часов утра, оба ученика должны написать друг друга по имени в слоте на 8 часов утра.
- Ни один ребенок не должен появляться в таблице больше одного раза. Так до тех пор, пока все места не будут заполнены.
Когда придет время объединить учащихся в пары, просто скажите случайное время (из расписания, которое вы раздали детям). Когда дети распределяются по парам, они должны обсудить вопрос со своим собеседником. Например, вы можете сказать: «Пожалуйста, назначьте встречу на 15:00 и обсудите свои ответы на вопрос».
Совет: заведите специальную папку с расписаниями детей, их можно использовать на каждом уроке.
Как выстроить эффективную коммуникацию с учениками? Посмотрите бесплатный вебинар «Речевая модель урока и занятия. Как повысить эффективность образовательного процесса» совершенно бесплатно. После просмотра вы можете оформить свидетельство участника.
Отмечаем самое важное
Эта техника помогает школьникам осмыслить тему урока, просматривая и анализируя информацию, которую они получили. Особенно хорошо этот метод работает, когда вы с учениками изучили объемный пласт информации. Этот метод отлично подойдет для подведения итогов.
Инструкция:
- В конце урока или объемной темы попросите учащихся быстро пролистать конспекты урока и отметить звездочками понятия, которые, по их мнению, важно запомнить.
- Затем попросите учеников выписать 10 основных понятий, отмеченных звездочкой и расположить их, в зависимости от важности.
- Наконец, попросите учеников выписать на доске самую важную, на их взгляд, концепцию пройденной темы. Или они могут обсудить это с соседом по парте. А можете воспользоваться вышеописанным способом «расписание встреч», чтобы объединить детей в пары.
Нам часто кажется, что самый естественный способ привлечь внимание класса, полного детей, — это просто спросить: «Кто ответит на мой вопрос?». Но этот вопрос дает нам очень ограниченную картину понимания темы учащимися. А ведь есть дети, которые нуждаются в помощи, имеют глубокое недопонимание, просто стесняются, в конце концов, ответить при всем классе.
Лучший способ оценить, насколько хорошо ученики поняли тему — это внедрить методы, которые гарантируют, что все учащиеся будут вовлечены в урок и будут взаимодействовать с содержанием, которое имеет наибольшее значение в любом конкретном уроке.
Хотите узнать больше о методах привлечения внимания учеников? Изучить «рабочие» методики удержания внимания и интереса? Пройдите курс «Активные методы обучения» (72 ч.) и узнайте о секретных ингредиентах эффективного урока. Первый модуль - БЕСПЛАТНО!
Понравилась статья? Поделитесь с коллегами! Подписывайтесь на блог ДИСО, получайте полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов.