6 ключевых стратегий, которые помогут детям понять прочитанный текст
Одной из основных причин непонимания текста является учебник. Ведь в них стараются втиснуть как можно больше информации. Главы, подпункты, подпункты пунктов. Такая плотность информации может вызвать определенные сложности при чтении текста и просто напросто запутать ребенка.
Помощь ученикам в улучшении понимания прочитанного ― ключ к успеху или неудаче в учебе. Сегодня познакомим вас с 6 когнитивными стратегиями, которые вы можете использовать в классе, чтобы помочь своим ученикам улучшить понимание смысла прочитанного.
1. Наблюдение за пониманием прочитанного
Ученики, которые умеют контролировать понимание смысла прочитанного, знают, когда они понимают то, что читают, а когда нет. Если у таких детей возникают трудности в понимании текста, в большинстве случаях они их успешно устраняют. Исследования показывают, что обучение пониманию прочитанного с младших классов помогает учащимся лучше контролировать свое понимание текста.
Обучение контролю за понимаем текста учит детей:
- знать, что они понимают;
- определять, что они не понимают;
- использовать соответствующие «методики» для решения проблем с пониманием.
2. Графические и смысловые органайзеры
Графические органайзеры иллюстрируют концепции и отношения между концепциями в тексте или с помощью диаграмм. Что относится к графическим органайзерам?
- схемы;
- интеллект-карты;
- графики;
- диаграммы;
- кластеры и др.
Независимо от вида, графические органайзеры помогают сосредоточиться на концепциях и на том, как они связаны между собой. Графические органайзеры помогают ученикам читать, понимать и структурировать то, что написано в учебниках.
Графические органайзеры:
- помогают учащимся сосредоточить внимание на различиях в структуре текстов различных стилей;
- предоставляют учащимся инструменты, которые они могут использовать для изучения и демонстрации взаимосвязей в тексте;
- помогают ученикам структурировать текст.
Как повысить вовлеченность в урок при помощи визуализации? Курс «Визуализация учебной информации как средство активизации деятельности обучающихся (от схемы к инфографике)» познакомит вас с технологией визуализации учебного материала. Долой скучные презентации в PowerPoint! Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации на 16 часов.
3. Поиск ответа на вопросы
Почему вопросы эффективны? Они:
- дают учащимся цель для чтения;
- сосредотачивают внимание на том, что ученикам предстоит узнать;
- помогают активно думать во время чтения.
Учитель должен помогать детям просматривать материалы и соотносить то, что они узнали, с тем, что они уже знают.
Стратегия «вопрос-ответ» побуждает учеников научиться лучше отвечать на вопросы. Учащимся предлагается указать, была ли информация, которую они использовали для ответа на вопросы о тексте:
- явной текстовой информацией (которая была прямо указана в тексте);
- неявной текстовой информацией (которая подразумевалась в тексте);
- использованием собственных знаний.
Есть четыре типа вопросов:
- «Ответ рядом». Вопросы, найденные прямо в тексте. Попросите учеников найти один правильный ответ в тексте в виде слова или предложения в отрывке. Пример: кто был лучшим другом Раскольникова? Ответ: Разумихин.
- «Думай и ищи». Вопросы, основанные на поиск в памяти фактов, которые можно найти прямо в тексте. Такой тип вопросов побуждает учеников «думать» и «искать» среди отрывков текста, чтобы найти ответ. Пример: почему Лужин решил жениться на Дуне? Ответ: потому что понимал: красивая, образованная, умеющая себя держать жена может очень помочь его карьере.
- «Автор и ты». Вопросы требуют от учащихся использовать то, что они уже знают, с тем, что они узнали из чтения текста. Студенты должны понимать текст и соотносить его со своими предыдущими знаниями, прежде чем отвечать на вопрос. Пример: что чувствовал Раскольников после убийства? Ответ: я думаю, что Раскольников чувствовал себя слабым как физически, так и морально. С другой стороны, он испытывал страх, что его преступление раскроют.
- «Самостоятельный ответ». Ответы на вопросы основываются на предварительных знаниях и опыте учащегося. Чтение текста может быть для них бесполезным при ответе на вопросы такого типа. Пример: что бы вы почувствовали, если бы совершили что-то плохое? Ответ: меня бы мучила совесть, я бы рассказала обо всем близким, чтобы мы вместе решили, что делать дальше.
4. Создание вопросов
Создавая вопросы, дети начинают понимать, могут ли они ответить на вопросы, и главное, ― понимают ли они то, что читают. Дайте ученикам задание придумать вопросы, которые требуют от них объединения информации из разных фрагментов текста.
5. Распознавание структуры материала
Попросите учеников определить категории прочитанного материала (персонажи, обстановка, события, проблема, решение). Часто учащиеся учатся распознавать структуру рассказа с помощью технологии фрейминга. Обучение структуре рассказа улучшает понимание текста учащимися.
6. Подведение итогов
Подведение итогов требует от учеников определить, что важно в прочитанном, и изложить это своими словами. Подведение итогов помогает:
- определить или сформулировать основные идеи;
- соединить главные идеи с второстепенными;
- убрать ненужную информацию;
- помнить, что они прочитали.
Алгоритм мониторинга понимания прочитанного текста:
- Определите, где возникает проблема:
«Я не понимаю второй абзац на странице 76». - Определите, в чем трудность:
«Я не понимаю, что имеет в виду автор, когда говорит: «Приезд в Америку был важной вехой в жизни моей бабушки». - Перескажите сложное предложение или отрывок своими словами:
«Так, значит, автор имеет в виду, что приезд в Америку был очень важным событием в жизни ее бабушки». - Просмотрите текст:
«Автор говорил о поездке в Америку во второй главе, но я мало что помню о ней. Может быть, если я перечитаю ту главу, я смогу понять, как сказалась поездка на событиях в его жизни». - Поищите в тексте информацию, которая поможет решить проблему.
В тексте говорится: «Существует много типов болот, топей, плавней и других затапливаемых земель. Но все затапливаемые земли имеют ряд характеристик, которые ставят их отдельно от других сред обитания». А в чем разница между этими типами землями?.. Так, следующий раздел называется "Типология затапливаемых земель". Я прочитаю этот раздел, чтобы узнать об особенностей каждого угодья».
Чтобы научиться понимать прочитанное, ученикам необходимы практика и обратная связь. Обучение чтению ― сложный навык, который требует много сил от наших учеников. И они не обойдутся без вашей поддержки и терпения.
Создайте свою увлекательную историю за 3 шага! Вебинар «Сторителлинг в образовании. Новая техника вовлечения в обучение» расскажет о механике создания интересной истории, которая вовлечет учеников с 1-й секунды!
Простой процесс расшифровки слов на страницах книги ― это лишь первый этап. Когда дети учатся читать относительно быстро и этот процесс происходит «на автомате», требования к способности понимания прочитанного текста становятся выше.
А еще у нас для вас подарок! 4 шаблона для анализа произведения:
- Отзыв о нехудожественной книге.
- Отзыв о прочитанной книге.
- Отзыв о художественном произведении.
- Задание «Моя любимая книга».
Раздайте бланки детям после прочтения произведения!
Скачайте и распечатайте материалы по ссылке: yadi.sk/i/CPhj9BIhqLyRgg.
Понравилась статья? Поделитесь с коллегами! Подписывайтесь на блог ДИСО, чтобы получать полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов.