Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит в течении 5 минут

«SMART-бег» или как приложения и фитнес-браслет могут помочь учителю физкультуры

Аватар
Стасюлевич Виктория
Автор курсов

Если внимательно присмотреться к многим школьникам от 12 до 18 лет, то можно заметить на их руке интересный гаджет — фитнес-браслет или фитнес-трекер.

Что это такое и для чего он нужен?

Фитнес-браслет — гаджет, предназначенный в первую очередь для отслеживания физической активности пользователя — шагов, дистанции бега, фаз сна. Создаются довольно компактными для удобного и незаметного для самого пользователя ношения на запястье.

Сегодня — это уже не новинка, за прошедшие пять лет на рынке фитнес-браслет претерпел немало изменений как в дизайне, так и в функционале. Теперь он может не только считать шаги и измерять пульс, но и оповещать о новых сообщениях в социальных сетях или звонках, будить в необходимое время, напоминать о том, что нужно «пройтись» и т.д. Наличие определенных возможностей зависит от фирмы производителя, модели и ценовой категории.

Однако несмотря на все его возможности, школьники пользуются им ради четырех целей:

• Отслеживания оповещений в социальных сетях;

• Уведомлений о звонках;

• Просмотра времени;

• Будильника.


Можно ли использовать эту технологию в школе?


Идея того, что «умный» браслет можно применять в школе тоже не нова: с 2017 года на территории Москвы успешно работает проект «Москвенок» — информационная система, которая позволяет:

• Отслеживать посещаемость и питание обучающегося в школьной столовой или буфете;

• Контролировать его расходы и пополнять лицевой счет;

• Запрещать покупку определенных продуктов;

• Обеспечивать проход в образовательное учреждение школьникам и их представителям.

Принцип работы этого устройства прост: в браслет встроен чип NFC — Near field communication или «коммуникация ближнего поля», «ближняя бесконтактная связь» — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Ребенку достаточно поднести руку к турникету или терминалу, чтобы пройти в школу или рассчитаться в буфете.

Рис. 1. Использование браслета "Москвенок".

Сейчас помимо простых браслетов, «Москвенок» предоставляет еще фитнес-трекеры, которые отображают количество пройденных шагов ребенка, его состояние здоровья, ведут дневник питания и собирают статистику через приложение на телефоне родителя. Также есть вариант со смарт-часами с системой GPS-навигации (она помогает отслеживать перемещение ребенка по городу) и «тревожной кнопкой».

О плюсах «школьных» браслетов можно говорить много и долго, но у них есть существенный недостаток: технология используется ТОЛЬКО на территории Москвы и в некоторых учебных заведениях Московской области. В школах в регионах РФ проект пока не реализуется, и вряд ли появится в ближайшем будущем.

Рис. 2. Детские "умные" браслеты.

Однако в нестоличных школах тоже можно использовать эту технологию, и если не для прохода в школы и оплаты обедов, то для уроков физической культуры и формирования у учеников навыка самоконтроля, отслеживания состояния своего здоровья и питания.

Ух ты! А как?

Многие учителя физкультуры приходят из большого спорта, где главное — это постоянное повышение нагрузки. Однако это не совсем верный подход: главная задача учителя физкультуры заключается не в том, чтобы дать задание — бегать, а в том, чтобы ученик сам захотел бегать, сам захотел заниматься спортом в свободное время и сам следил за состоянием своего физического здоровья, то есть замотивировать их и научить правильно выполнять физические упражнения. Фитнес-браслет, а также различные геймифицированные приложения с статистикой и упражнениями могут быть самым простым и действенным решением.

Действительно, если такой браслет умеет определять пульс, давление и температуру тела, то это может помочь в предотвращении несчастных случаев и определить оптимальную степень физической нагрузки для каждого ученика, и на основе полученных данных подобрать индивидуальную программу упражнений, которая, например, будет помогать ребенку развивать определенную группу мышц или, наоборот, сбалансирует его тренировки. К тому же сейчас во многих браслетах есть определенные режимы как для бега, так и для спортивных игр: он рассчитывает нагрузку, оптимальное давление, отмечает пульс до начала урока и после и благодаря этому можно понять, эффективно прошло занятие спортом или нет. Фитнес-браслеты всегда сопряжены с смартфоном: они обмениваются данными, и через специальное приложение (чаще всего у каждого производителя оно свое) можно посмотреть статистику занятий, количество пройденных километров, сожженных калорий. Эту информацию можно использовать для заполнения дневника физической активности и видеть прогресс ученика. Подобные приложения, в хорошем смысле, увлекают школьников, учат заботиться о себе, о своем теле. В некоторых из них есть программы занятий, которые можно выполнять дома без специального спортивного оборудования, и их описание (иногда в формате видеоурока), которые учат правильно и, главное, безопасно делать приседания, планки, уголки и т.д. Одним из примеров применения фитнес-браслетов можно назвать проект университета Джорджии, позволяющий студентам проходить курс физкультуры в режиме онлайн. Приложение для фитнес-браслета отслеживает физические данные студента и передает их преподавателю, как доказательство того, что он занимался спортом, а уже на основании этих данных он получает зачет. Эту технологию стали применять и в другом американском университете: руководство Университета Орала Робертса обязало всех первокурсников носить браслеты Fitbit, измеряющие физическую активность. Технология позволяет измерять параметры, связанные с упражнениями, питанием, калориями, весом и сном. Данные будут автоматически сохраняются в электронном журнале как баллы по аэробике и учитываются при выставлении оценок. Например, согласно нормативам вуза, первокурсник должен проходить в день по тысяче шагов.

Важные методические аспекты:

Для того чтобы система контроля за физической активностью работала, необходимо чтобы у всех учеников и учителя были фитнес-браслеты одного производителя с приложением, позволяющим сохранять и отправлять результаты занятия. Тогда учитель может выбрать определенного ученика, посмотреть статистику, его прогресс или регресс и на основании этих параметров оценить его работу на уроке / в четверти / полугодии.

Но если университет Орала Робертса может обязать всех своих студентов купить фитнес-браслет за $150, то российские школы такого позволить себе не могут по всем понятным причинам. Внедрить подобное нововведение можно без дополнительных затрат, так как это своеобразное воплощение принципа BYOD (принеси своё устройство) для физкультуры. Принцип BYOD подразумевает, что ученики используют не закупленные централизованно смартфоны и компьютеры, а те гаджеты, которые у них уже есть, но цена фитнес-трекера колеблется от 900 до 10000 рублей, и эту суму может позволить себе не каждая российская семья.

И что тогда делать учителю физкультуры? Не использовать новые технологии и гаджеты?

Определенно, нет! Есть еще много современных технологий, которые помогают интересно провести урок физкультуры, например, те же приложения, которые можно бесплатно скачать в «GooglePlay» или в «IOS Market». Там можно подсмотреть интересные упражнения с снарядами и без, видео-инструкции к ним, подвижные игры. Вот некоторые из них:

1. Фитнес тренер FitProSport

2. Nike+ Training Club

3. 7 минут

4. FitNotes

Эти приложения — отличный инструмент как для урока физкультуры и для внеурочной самостоятельной деятельности школьника. Они просты, удобны, разработаны профессиональными тренерами, учитывают состояние здоровья и отслеживают прогресс и эффективность занятий. Ими пользуются десятки и сотни тысяч людей, и, по сути, созданы для того, чтобы мотивировать заниматься спортом — а это главная задача учителя физкультуры.

Расскажите о статье своим друзьям:
0

Вы успешно подписаны на рассылку

Произошла ошибка, подписаться не удалось

Наверх