5 вопросов, которые выявят ваши реальные проблемы в организации обучения
Обычный день, вы выполняете свои ежедневные домашние или рабочие дела и замечаете, что вас окутала негативная дымка — какое-то смутное чувство тревоги, вины или, может быть, жалости к себе, — но вы понятия не имеете, откуда оно взялось. Если вы игнорируете это чувство, оно лишь усиливается. Но когда вы анализируете, откуда оно появилось, вам становится понятно: неожиданное замечание коллеги, которое вызвало смятение. Или просмотр негативных новостей по телевизору перед работой, который закрутил вас в спираль беспокойства. А возможно, выражение лица знакомого, которое посеяло семя неуверенности.
Как только вы определяете источник плохого чувства, то можете обдумать его и составить план, как от него избавиться.
Практика анализа своих чувств может быть применена и к учебному процессу. Конец учебного года — благоприятное время для размышлений. Чтобы рефлексия на тему обучения дала максимум результатов, недостаточно просто проанализировать свои достижения и удачи — нужно еще услышать свой внутренний голос.
Сегодня вы узнаете о 5 вопросах, которые помогут прислушаться к эмоциональным реакциям вашего тела и выявить проблемные области в процессе обучения.
Используйте эту практику после окончания учебного года, перед его началом или в любое время, когда вам кажется, что дела идут плохо, но вы не можете понять почему. Старайтесь проводить ее не торопясь, в свободное время.
Вопрос №1
Посмотрите на вашу классную комнату, где вы проводите больше всего времени (или представьте ее в уме).
-
Какие части кабинета заставляют вас чувствовать напряжение, тревогу или усталость?
-
Какие части заставляют вас чувствовать себя спокойным, счастливым или гордым?
Иногда причины этих чувств будут ясны — ваш рабочий стол всегда загроможден кипой бумаг, один из цветов на подоконнике явно поник и доживает свои последние деньки, а на полке в шкафу куча канцелярии, которая никогда не использовалась. Возможно, стоит изменить оформление кабинета. Иногда причины могут быть глубже: вы повесили эту таблицу Менделеева прямо перед тем, как поругаться с классом из-за их очередной проделки. Телефон в кабинете напоминает вам об ужасном звонке от директора, который вы получили.
Когда вы проанализируете каждую из частей комнаты, выберите 2‒3 точки, которые нуждаются в наибольшем внимании. Это и есть приоритетные области, где должны произойти изменения.
Вопрос №2
Откройте КТП за прошедший или на следующий учебный год. Начните просматривать и обращайте внимание на то, какие эмоции у вас вызывают определенные запланированные мероприятия.
-
Какие события поднимают вам настроение, вызывают чувство предвкушения?
-
Уроки в какие дни заставляют чувствовать себя разочарованным или раздраженным из-за того, что опять придется делать лишнюю работу?
Вам может быть трудно сказать, почему с одними уроками связаны хорошие эмоции а с другими — плохие. Поэтому здесь крайне важно прислушаться к внутренним ощущениям. Когда-то вы пошли на риск, который окупился и позволил вам преподавать эффективнее? Бывало, что вы пробовали новую технологию, которая не оправдала себя? Были ли времена, когда ваши планы рушились из-за того, что вы сказали «да», хотя должны были сказать «нет»?
Ответьте себе на вопрос: что вам нужно изменить, чтобы вы чувствовать себя менее напряженными из-за своей рабочей нагрузки и более удовлетворенными тем, как вы проводите свои занятия?
Вопрос №3
Взгляните на свой список учеников. Что вы чувствуете, когда видите каждое имя? Какие имена заставляют вас чувствовать себя расслабленным и гордым, какие заставляют вашу грудь сжиматься от сожаления, а из-за каких возникают неприятные ощущения в животе?
Здесь тоже есть свои закономерности. Если несколько учеников вызывают у вас одни и те же неприятные эмоции, постарайтесь найти между ними связь.
-
Вам недостаточно знаний в области управления классом?
-
У вас есть тихие ученики, которым вы уделяете недостаточно внимания?
-
Вам не хватает уверенности при работе с обучающимися с ОВЗ?
После того как вы определили проблемные темы в ваших отношениях с учениками, выберите 2‒3 области, в которых вам нужно расти. А в следующем году подумайте о систематическом сборе отзывов студентов.
Вопрос №4
Мысленно путешествуйте из класса в класс, представляя каждого учителя. Какие чувства вы испытываете, когда подходите к каждому из них? Кто из коллег вызывают у вас в целом положительные эмоции, кто — нормальные, а какие вызывают нервозность, гнев или раздражение?
Ваши отношения с коллегами оказывают огромное влияние на рабочий настрой в целом. Есть ли среди коллег сильные, позитивные учителя, с которыми вы не очень близки, но хотите узнать получше? Пришло ли время исправить отношения между коллегами, с которыми когда-то повздорили?
Пройдите через преподавательский состав и выберите несколько человек, с которыми нужно изменить свои отношения.
Вопрос №5
Посмотрите на профессиональные термины ниже. Когда вы читаете каждый из них, что вы ощущаете? Возникают положительные, отрицательные или смешанные чувства? С какими еще терминами вы часто встречались в этом году и они вызывают у вас сильные чувства? Какие актуальные проблемы обучения вызывают у вас беспокойство?
-
работа с детьми с ОВЗ;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
дистанционное обучение;
-
дошкольное образование;
-
внеурочная деятельность.
Если какое-то из этих слов вызывает у вас негативные эмоции или смятение, скорее всего, вы чувствуете себя неуверенно в этих темах. Попробуйте больше изучить данную область, развивайтесь, проходите курсы повышения квалификации, смотрите вебинары, решайте тесты, изучайте литературу.
Разработка плана действий
После того как вы проработали каждый вопрос, проанализируйте это и разработайте план действий. Для каждой из пяти областей (классный кабинет, планирование, ученики, коллеги, профессиональная практика) определите 1‒2 приоритета для изменений. Они могут быть позитивными, в которые вы хотите вложить больше энергии, негативными — которые вы хотите исправить, или двусмысленными — требующими большего исследования. Затем запишите конкретный план для решения каждого проблемного аспекта.
Скачайте совершенно бесплатно шаблон плана действий, который поможет вам определить наиболее проблемные области в учительской деятельности.