Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

5 вопросов, которые выявят ваши реальные проблемы в организации обучения

Случалось ли, что вам просто не хочется идти на работу, но вы не знаете почему? Что-то в учебном процессе вызывает беспокойство, вы чувствуете, что проблема есть... но в чем именно? Практика 5 вопросов определит ваши основные проблемы педагогического обучения и поможет от них избавиться. Бесплатный шаблон плана действий для решения трудностей внутри.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Обычный день, вы выполняете свои ежедневные домашние или рабочие дела и замечаете, что вас окутала негативная дымка — какое-то смутное чувство тревоги, вины или, может быть, жалости к себе, — но вы понятия не имеете, откуда оно взялось. Если вы игнорируете это чувство, оно лишь усиливается. Но когда вы анализируете, откуда оно появилось, вам становится понятно: неожиданное замечание коллеги, которое вызвало смятение. Или просмотр негативных новостей по телевизору перед работой, который закрутил вас в спираль беспокойства. А возможно, выражение лица знакомого, которое посеяло семя неуверенности. 

Как только вы определяете источник плохого чувства, то можете обдумать его и составить план, как от него избавиться.



Практика анализа своих чувств может быть применена и к учебному процессу. Конец учебного года — благоприятное время для размышлений. Чтобы рефлексия на тему обучения дала максимум результатов, недостаточно просто проанализировать свои достижения и удачи — нужно еще услышать свой внутренний голос.

Сегодня вы узнаете о 5 вопросах, которые помогут прислушаться к эмоциональным реакциям вашего тела и выявить проблемные области в процессе обучения. 

Используйте эту практику после окончания учебного года, перед его началом или в любое время, когда вам кажется, что дела идут плохо, но вы не можете понять почему. Старайтесь проводить ее не торопясь, в свободное время.

Вопрос №1

Посмотрите на вашу классную комнату, где вы проводите больше всего времени (или представьте ее в уме). 

  • Какие части кабинета заставляют вас чувствовать напряжение, тревогу или усталость? 

  • Какие части заставляют вас чувствовать себя спокойным, счастливым или гордым?

Иногда причины этих чувств будут ясны — ваш рабочий стол всегда загроможден кипой бумаг, один из цветов на подоконнике явно поник и доживает свои последние деньки, а на полке в шкафу куча канцелярии, которая никогда не использовалась. Возможно, стоит изменить оформление кабинета. Иногда причины могут быть глубже: вы повесили эту таблицу Менделеева прямо перед тем, как поругаться с классом из-за их очередной проделки. Телефон в кабинете напоминает вам об ужасном звонке от директора, который вы получили.

Когда вы проанализируете каждую из частей комнаты, выберите 2‒3 точки, которые нуждаются в наибольшем внимании. Это и есть приоритетные области, где должны произойти изменения. 

Вопрос №2

Откройте КТП за прошедший или на следующий учебный год. Начните просматривать и обращайте внимание на то, какие эмоции у вас вызывают определенные запланированные мероприятия. 

  • Какие события поднимают вам настроение, вызывают чувство предвкушения? 

  • Уроки в какие дни заставляют чувствовать себя разочарованным или раздраженным из-за того, что опять придется делать лишнюю работу?

Вам может быть трудно сказать, почему с одними уроками связаны хорошие эмоции а с другими — плохие. Поэтому здесь крайне важно прислушаться к внутренним ощущениям. Когда-то вы пошли на риск, который окупился и позволил вам преподавать эффективнее? Бывало, что вы пробовали новую технологию, которая не оправдала себя? Были ли времена, когда ваши планы рушились из-за того, что вы сказали «да», хотя должны были сказать «нет»?

Ответьте себе на вопрос: что вам нужно изменить, чтобы вы чувствовать себя менее напряженными из-за своей рабочей нагрузки и более удовлетворенными тем, как вы проводите свои занятия?

Вопрос №3

Взгляните на свой список учеников. Что вы чувствуете, когда видите каждое имя? Какие имена заставляют вас чувствовать себя расслабленным и гордым, какие заставляют вашу грудь сжиматься от сожаления, а из-за каких возникают неприятные ощущения в животе?

Здесь тоже есть свои закономерности. Если несколько учеников вызывают у вас одни и те же неприятные эмоции, постарайтесь найти между ними связь. 

  • Вам недостаточно знаний в области управления классом? 

  • У вас есть тихие ученики, которым вы уделяете недостаточно внимания? 

  • Вам не хватает уверенности при работе с обучающимися с ОВЗ?

После того как вы определили проблемные темы в ваших отношениях с учениками, выберите 2‒3 области, в которых вам нужно расти. А в следующем году подумайте о систематическом сборе отзывов студентов.

Вопрос №4

Мысленно путешествуйте из класса в класс, представляя каждого учителя. Какие чувства вы испытываете, когда подходите к каждому из них? Кто из коллег вызывают у вас в целом положительные эмоции, кто — нормальные, а какие вызывают нервозность, гнев или раздражение?

Ваши отношения с коллегами оказывают огромное влияние на рабочий настрой в целом. Есть ли среди коллег сильные, позитивные учителя, с которыми вы не очень близки, но хотите узнать получше? Пришло ли время исправить отношения между коллегами, с которыми когда-то повздорили? 

Пройдите через преподавательский состав и выберите несколько человек, с которыми нужно изменить свои отношения.

Вопрос №5

Посмотрите на профессиональные термины ниже. Когда вы читаете каждый из них, что вы ощущаете? Возникают положительные, отрицательные или смешанные чувства? С какими еще терминами вы часто встречались в этом году и они вызывают у вас сильные чувства? Какие актуальные проблемы обучения вызывают у вас беспокойство?

Если какое-то из этих слов вызывает у вас негативные эмоции или смятение, скорее всего, вы чувствуете себя неуверенно в этих темах. Попробуйте больше изучить данную область, развивайтесь, проходите курсы повышения квалификации, смотрите вебинары, решайте тесты, изучайте литературу. 

Разработка плана действий

После того как вы проработали каждый вопрос, проанализируйте это и разработайте план действий. Для каждой из пяти областей (классный кабинет, планирование, ученики, коллеги, профессиональная практика) определите 1‒2 приоритета для изменений. Они могут быть позитивными, в которые вы хотите вложить больше энергии, негативными — которые вы хотите исправить, или двусмысленными — требующими большего исследования. Затем запишите конкретный план для решения каждого проблемного аспекта. 



Скачайте совершенно бесплатно шаблон плана действий, который поможет вам определить наиболее проблемные области в учительской деятельности.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх