Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Как вернуться в учебу офлайн: 4 момента, которые стоит пересмотреть перед возвращением в нормальный режим

Как будет выглядеть учебный год осенью? С чего стоит начать? Все ли вернется на свои места? Даже в условиях неопределенности того, каким будет учебный процесс через три месяца, учителям не терпится вернуться к нормальному режиму обучения. Каждое утро встречать учеников, беседовать с ними на классном часу, давать и получать обратную связь лицом к лицу, помогать в создании различных проектов и делать другие вещи, по которым мы успели соскучиться в период пандемии. Но какие моменты в обучении стоит полностью пересмотреть?
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Есть определенные моменты в образовательном процессе, которые стоит пересмотреть перед возвращением в обычный режим. Многие из них возникли уже давно, и вы прекрасно знаете о них. Но трудности дистанционного обучения привели их в центр внимания.

Меньше тестов, больше обратной связи

Когда мы наконец вернемся в колею, мы должны выбросить то, что, как показала практика дистанционного обучения, оказалось неважным. В конце концов, если это не является необходимостью сейчас, насколько это важно вообще?

Некоторые педагоги и родители сходятся во мнении, что стоит сфокусироваться не столько на постоянных тестированиях и проверочных, сколько на обратной связи с учащимися. Многие образовательные учреждения в период пандемии отменили оценки или стали оценивать менее строго, понимая всю сложность ситуации. Также отменили ОГЭ - итоговый экзамен за курс основного общего образования в России.

Конечно, оценка знаний обучающихся и фиксирование полученного ими материала необходимо. Наибольшее значение имеет именно в диалог между педагогом и учениками, разговоры о процессе обучения, саморефлексия. Пора понять и признать, что сейчас оценки не являются стопроцентным показателем знаний. Это не самый важный аспект обучения, особенно для учеников младших классов.

Обучение - это грязный процесс. Он полон ошибок, исправлений и корректировок, и путь достижения хорошего результата так же важен, как и конечный результат. 

4 важных момента, которые показало нам дистанционное обучение: 

  1. Педагоги стали более преднамеренными, предоставляя ученикам дополнительную обратную связь о ​​заданиях, которые они выполняют дома. 

  2. Школьники, как и учителя, выражали облегчение от избавления от чувства обремененности оценками

  3. Несмотря на проблемы дистанционного обучения, учителя вместе с учащимися больше работают над процессом обучения, а не ощущают необходимость оценить знания и перейти к следующему этапу.

  4. Ученики работают не на оценку, а действительно на себя и для себя.

Качество важнее количества

Есть еще одно изменение, которое внес переход на дистанционное обучение. Сосредоточиться необходимо на основных темах и содержании, а не на прохождении всей учебной программы как можно подробнее. Учителям нужно обсуждать с учениками наиболее важные области для них самих, которые дети сам хотели бы изучить подробнее до конца года. Конечно, когда речь идет о подготовке к экзаменам, стоит уделить внимание именно тем темам, которые встретятся в экзаменационных заданиях.

Стоит принять тот факт, что мы не в состоянии запихнуть в голову детям все то, что прописано в учебной программе. Тем не менее педагоги должны определить наиболее важные и критические области, на которых стоит сосредоточиться. 

Такой подход позволит углубиться в изучение, поскольку дети будут сосредоточены на меньшем количестве тем. Концентрация усилий на нескольких важнейших областях поможет учащимся глубже понять эту самую область.

Признайтесь, порой вы находитесь в постоянной суматохе из-за необходимости пройти с учениками через множество тем в учебнике. И возникает немой вопрос: как все успеть? Переход на дистанционное обучение, конечно, привнес свои неудобства (и, будем честны, довольно серьезные), но педагогам представилась возможность обеспечить более качественное обучение и уделить внимание действительно важным темам, вместо того чтобы следовать жесткому расписанию учебного плана.

Фокус на социально-эмоциональное обучение

Значительным ударом стало напряжение в социальных и эмоциональных потребностях обучающихся. Дистанционное обучение и период самоизоляции отняли у детей возможность общаться друг с другом как в неформальной обстановке, так и в рамках учебных занятий. Школьная среда способствует социальному и эмоциональному обучению учащихся, и такую обстановку крайне сложно воспроизвести в домашних условиях.

Чтобы как-то облегчить состояние детей в период дистанционки, многие педагоги проводили регулярные видеоконференции, чтобы удовлетворить социальные и эмоциональные потребности своих учеников. Кроме очевидных образовательный целей, видеовстречи - это возможность для всех сохранять чувство принадлежности к группе.

Когда мы снова вернемся к очным занятиям, необходимо не забывать об удовлетворении социальных и эмоциональных потребностей учеников. Ведь это то самое “топливо”, которое необходимо детям для полноценного обучения.  

Цифровые технологии

В ходе дистанционного обучения стало ясно, что технологии являются помощниками в преподавании и обучении. Конечно, не все дети имеют возможность постоянного доступа в интернет, у некоторых нет необходимого устройства. Стабильный интернет - это базовая вещь, которая должна быть доступна всем, для нормального дистанционного обучения.

Конечно, при открытии образовательных учреждений нам необязательно полагаться на технологии и интернет для обучения. Но опыт дистанционного обучения показал нам новые онлайн-инструменты, которые мы можем внедрять в образовательный процесс. Они делают обучение интереснее, ученики больше вовлечены в урок, расширяются возможности разнообразных заданий и способов проведения занятия.

Технологии лишь поддерживает обучение, но полностью заменить его они не могут. По сути, обучение является социальной деятельностью. Цифровые инструменты могут помочь в преподавании и обучении, и для этого необходимо не бояться их изучать и применять. Как часто вы просите своих учеников выложить перед началом урока свои телефоны на парту? Может, пора изменить подход? Почему бы не использовать смартфон в качестве инструмента обучения? И детям интересно, и вы будете знать, что ученики не смотрят в смартфоне очередное смешное видео с котиками, а занимаются.

Ускоренный переход на дистанционное обучение заставил нас пересмотреть некоторые моменты в образовании и адаптироваться, причем неважно, были мы готовы к этому или нет. Не существует универсального решения крупных проблем в сфере образования. Но ситуация, сложившаяся в 2020 году, дала нам возможность поразмышлять о том, что в процессе обучения действительно важно, а что может отойти на второй план. И учителя могут выделить главные ценности в образовании, которые должны быть в приоритете как в дистанционном формате, так и в очном обучении.

Как с самого начала влиться в процесс обучения и заинтересовать детей? Какие методы эффективно применять к обучению современного поколения? Пройдите курс повышения квалификации «Методика обучения и воспитания детей поколения Z в условиях реализации ФГОС». Получите удостоверение о повышение квалификации на 72 часа.


Дистанционное обучение выжало из вас все соки? Вам кажется. что вы на пределе? Посмотрите вебинар «Эмоциональное выгорание педагога: способы борьбы и профилактики» соверешенно бесплатно. После вебинара вы можете оформить свидетельство и пакет участника.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх