Социальные сети в образовании: развиваем критическое мышление с помощью смайликов
Нельзя отрицать, что с тех пор, как социальные сети проникли в нашу жизнь, многое изменилось. Кто-то может сказать, что не в лучшую сторону: дети сутками сидят в смартфонах, общение в живую постепенно исчезает, дети стали меньше читать… Но так ли уж социальные сети бесполезны? Совсем нет. Рассмотрим, как соцсети помогают в образовательном процессе
Используем социальные сети в образовательном процессе
Общение
Пожалуй, это самое большое преимущество соцсетей. Вы можете обратиться к ученикам в любой момент (в пределах разумного, конечно). Самые популярные соцсети для общения: WhatsApp и «ВКонтакте». Преимущества общения в соцсетях:
-
возможность задавать вопросы учителю, уточнять какие-то задания;
-
возможность учеников общаться между собой, помогая друг другу в решении задач;
-
возможность обмениваться учебными материалами, а также выполнять коллективную работу в одном документе (например, в Google Docs);
-
возможность учителей общаться между собой: соцсети дают шанс обсудить предстоящие задачи для педсовета.
Вовлечение родителей
Социальные сети помогают родителям участвовать в обучении ребенка и поддерживать связь с педагогами. Например, можно создать группу в WhatsApp, чтобы оповещать родителей о важной информации. Кроме того, можно устраивать родительские собрания. Да, живого общения ничего не заменит, но многие онлайн-платформы позволяют провести видеоконференцию с родителями через Skype или Zoom. Позвольте родителям быть в курсе важных событий и принимать участие в образовательном процессе ребенка.
Дайте советы родителям, помогите им организовать рабочее пространство для детей дома. Выявляйте активных родителей, которые могут помочь вам с организацией собраний и в дальнейшем будут проявлять участие в жизни класса.
Улучшение навыков грамотности, общения и чтения
Некоторые могут сказать, что современных школьников не заставишь читать или писать. Возможно, если речь идет и километровых статьях или нудно написанных параграфах в учебнике. В интернете полно информации, и дети читают ее, если она написана понятным им языком.
В соцсетях можно встретить много образовательных статей, которые пестрят наглядными картинками, интересными фактами из мира биологии, секретами и лайфхаками подготовки к экзаменам, полезными ресурсами для самообразования. Помогите детям сориентироваться в информации!
Создайте подборку сайтов, сообществ и статей в социальных сетях, которые помогут подготовиться к вашему предмету. Устройте конкурс на самый интересный факт по теме урока, найденный в соцсети или на самый оригинальный комментарий по теме вашего урока. Поймите, что соцсети — это привычная среда для школьников. Им это интересно, следовательно, эффективность от такого обучения возрастет.
Чем больше ребенок читает, тем лучше становятся и его письменные способности. Кроме того, многие сайты сейчас интерактивны, что повышает вовлеченность детей в процесс изучения новой информации.
Возможность вести уроки дистанционно
Если обучение происходит в дистанционном формате, то соцсети — отличная образовательная среда. Множество онлайн-платформ предоставляют бесплатные инструменты для ведения дистанционных уроков. Можно проводить уроки при помощи онлайн-сервисов видеозвонков, использовать интерактивные площадки для выполнения домашнего задания.
Социальные сети можно и даже нужно использовать как в традиционном, так и в дистанционном обучении. Повышайте вовлеченность учеников и вы заметите, как повышается успеваемость на ваших уроках.
Развиваем критическое мышление при помощи смайликов
Что еще нам дали соцсети? Смайлики! Или, по-другому, эмодзи. Сейчас общение школьников в социальных сетях практически не проходит без использования этих желтых рожиц. И это — замечательная возможность сделать ваше занятие интересным и развить критическое мышление школьников.
Предлагаем 3 варианта заданий в классе с использованием смайликов:
1. Анализируем смайлики. Попросите детей привести примеры использования одних и тех же смайликов в разных ситуациях. Как и слова, смайлики могут иметь несколько значений в зависимости от контекста. Чтобы определить, что означает тот или иной смайлик «эмодзи», надо рассмотреть сообщение целиком.
Задание: пусть учащиеся найдут в качестве примера сообщения, где один и тот же смайлик имеет разные значения. Это могут быть личные сообщения или сообщения знаменитостей в социальных сетях.
2. Создаем руководство. Попросите учеников создать руководство для тех, кто мало знаком с культурой смайликов. Для каждого эмодзи попросите детей перечислить различные значения, привести примеры и объяснить, как определить, какое значение имеет смайлик.
Задание: пусть дети выберут те смайлики, которые подходят к теме урока, а затем распишут, какие значения они могут иметь.
3. Описываем процесс. Пусть учащиеся опишут какое-либо явление или процесс при помощи смайликов. Например, на уроке биологии можно попробовать изобразить смайликами процесс фотосинтеза. На уроке истории — отмену крепостного права.
Задание: пусть каждый ученик опишет смайликами процесс явления по теме урока, а остальные попробуют его угадать.
Вы не поверите, как эти задания вовлекают учеников в процесс обучения. И вовсе не обязательно самому быть экспертом в смайликах, чтобы проводить подобные задания. Постарайтесь влиться в среду школьников, использовать понятные им вещи, и результаты дадут о себе знать.
3 задания с использованием социальных сетей
Социальные сети дают немалые возможности для обучения и, чтобы убедиться в этом, предлагаем вам 3 задания, которые можно использовать на уроке:
1. Онлайн портфолио. Устройте конкурс на лучшее онлайн-портфолио. Дайте ученикам возможность самим выбрать онлайн-площадку, это может быть их стена во «ВКонтакте» или фотографии их работ в социальной сети Instagram.
2. Резюме длиной 140 символов. Twitter — социальная сеть для публичного обмена сообщениями. Один «твит» (сообщение) вмещает в себя 140 символов. Пусть ваши ученики представят, что хотят устроиться на работу своей мечты, и попробуют рассказать о себе в таком сжатом формате. Краткость — сестра таланта!
3. Любимые персонажи во «ВКонтакте». Пусть каждый ребенок выберет любимого литературного (или другого) героя и попробуют описать его профиль во «ВКонтакте». Что было бы указано в графе «о себе» у Раскольникова? Какой жизненной позиции придерживалась бы Екатерина Великая? Поверьте, будет весело :)
Не бойтесь использовать социальные сети в обучении, даже если вы не совсем с ним знакомы. Это отличный инструмент для развития определенных образовательных навыков, это привычная для детей среда, и им будет интересно использовать ее не только для развлечений, но и для обогащения своих знаний.
Хотите знать, как при помощи мобильных приложений разрабатывать дидактические материалы для урока? Специально для вас курс «Мобильные приложения в работе педагога в условиях реализации ФГОС». Получите удостоверение установленного образца (72ч) в свое портфолио!
Хотите проверить свои знания в области цифровых технологий? Пройдите тестирование «Цифровые технологии в работе педагога» и получите диплом I, II или III степени.