Цифровой сторителлинг: новый формат общения с учениками на дистанционном обучении
Для вас не секрет, что для качественного усвоения информации ученики должны быть вовлечены в процесс. Существует немало методов, которые активизируют внимание учащихся на уроке. Но время идет, современные технологии врываются во все сферы нашей жизни, и образование — не исключение. Подобрать подход к нынешнему поколению школьников становится все сложнее, но! — не будем забывать о тех самых современных технологиях. Цифровой сторителлинг сейчас активно набирает обороты в образовательной сфере. А что это вообще? Обо всем по порядку.
Классический сторителлинг
Чтобы понять, что такое цифровой сторителлинг, необходимо разобраться с классическим. Дословно storytelling означает «рассказывание историй». И что в этом нового? Вероятно, именно такой вопрос возник в вашей голове. В отличие от обычной истории сторителлинг рассказывается для того, чтобы достичь какой-либо цели. Информация преподносится таким образом, что интригует слушателя (читателя), мотивирует, вовлекает. Почему сторителлинг надо использовать в образовательном процессе:
1. Разнообразие. Грамотное применение сторителлинга сделает любой урок интереснее. При этом требуется минимум затрат.
2. Вовлечение в процесс. Техника сторителлинга представлена в форме дискурса, так как рассказы позволяют вызвать живой интерес детей. Кроме этого, она развивает фантазию, помогает в запоминании материала, развивает грамотность и обогащает речь.
3 Использование в проектной деятельности. Сторителлинг можно принять при совместной деятельности учащихся. Также это интересный способ запомнить информацию. Согласитесь, сухие факты запоминаются сложнее, чем занимательные истории. Можно подавать любой материал в виде сторителлинга — без исключения.
Можно возразить, что проведение обычного урока — тот же сторителлинг. Не все так просто. Представьте: урок биологии, тема — земноводные. Вы начинаете рассказывать про классы амфибий, их виды, подвиды… И тут вспоминаете Гарри Поттера из «Кубка огня» и на примере Гарри-амфибии рассказываете об особенностях земноводных. Поверьте, внимание класса будет вам обеспечено. И материал в такой форме точно запомнится надолго! Главное — правильно построить свой рассказ (но об этом чуть позже).
Цифровой сторителлинг: основные правила
С классическим сторителлингом разобрались, а что насчет цифрового? Он схож с классическим форматом рассказывания историй, но здесь в бой идут цифровые технологии. Дополнительное использование графики, видео, аудио, анимации, интерактивных технологий… то есть, это уже мультимедийная история, которая может представлена в виде презентации или веб-сайта, об этом мы еще поговорим. Цифровой сторителлинг способен не просто повысить вовлеченность учеников, но также он позволяет глубже и быстрее осмыслить какую-либо тему или проблему.
Цифровая история имеет свои правила:
1. Погружение в историю. Зрители/читатели должны чувствовать себя причастными к истории. Как этого добиться? Представьте несколько точек зрения, используйте прямую речь
2. Глубокая проработка темы. Ответов на вопросы «что?», «где?», «когда?» недостаточно, история должна также отвечать на «зачем?» и «почему?». Научности может придать инфографика, комментарий специалиста и др.
3. Интерактивность. Используйте возможности цифрового формата на 100%. Дайте читателю возможность взаимодействовать с материалом: управлять инфографикой, вращать фото, комментировать и т. д.
4. Оформление. Конечно, все должно быть структурировано. Заголовки, тематические абзацы, правильно подобранные шрифты — ни о чем нельзя забывать.
Также необходимо помнить о 6 основных элементах цифрового сторителлинга:
- автор должен иметь свою четкую точку зрения;
- должна быть интрига (главный вопрос, на который дается ответ в конце);
- эмоциональная составляющая (такие истории запоминаются лучше всего);
- ключевой вопрос, который держит внимание зрителя и на который будет дан ответ в конце истории;
- тщательный отбор изобразительных средств, при помощи которых будет создан цифровой рассказ, не нужно перегружать аудиторию большим количеством видеовставок (их выбор должен быть обоснован), должна присутствовать законченность;
- ритм истории, она должна быть динамичной, чтобы не дать заскучать слушателям.
Что еще надо учитывать при создании цифровой истории? С одной стороны, каждая мультимедийная составляющая должна развивать общую картину, с другой — при невозможности воспроизведения одного из элементов общий смысл не должен искажаться.
Применение цифрового сторителлинга в классе
Перед тем как применять технику цифрового сторителлинга, следует определиться, кто будет создавать мультимедийную историю: учитель или ученики? Это может быть как коллективная работа, так и индивидуальная. Рассмотрим несколько примеров:
1. Учитель представляет новый материал в виде цифровой истории.
2. История создается с целью объяснить сложное правило, сделать более понятным абстрактное содержание (доказано, что мультимедийное преподавание помогает ученикам понять и запомнить сложный материал).
3. Ученики сами создают историю по заданной теме, коллективно или индивидуально.
Если говорить о педагогическом эффекте, то наиболее значим третий вариант. Это отличная возможность предоставить каждому ученику свою идею, продемонстрировать навыки владения мультимедийными приложениями. Можно организовать публичное обсуждение работ. Самостоятельный сбор информации и ее дальнейшее преобразование в собственный продукт дают возможность глубже разобраться в теме и предмете в целом.
Примеры тем учебных цифровых рассказов для разных предметов:
- виртуальная экскурсия;
- социальная реклама, посвященная теме урока;
- симуляция интервью с исторической личностью;
- рассказ о местных достопримечательностях, обычаях и др.
Вариантов очень много. Все, что может придумать ваша фантазия и учеников.
Разновидности цифрового сторителлинга
Рисованное видео. В таком формате зритель наблюдает, как «рука художника» рисует картинки, пишет текст и т.д. Ресурсы для создания такой цифровой истории: VideoScribe, Powtoon.
Анимированный сторителлинг. Не трудно догадаться, что здесь визуальные элементы двигаются. Есть онлайн-сервисы с готовыми библиотеками персонажей, анимационных эффектов и всеми инструментами. Сервисы: Powtoon, Vyond.
Комиксы и раскадровки. На помощь придет сервис Pixton, который содержит множество готовых шаблонов сцен и большую библиотеку клипарта (картинок). Дает возможность создавать самостоятельные проекты или использовать в качестве рабочих материалов для создания презентаций и видеороликов.
Презентации. Этот тип цифрового сторителлинга знаком многим. Для создания проектов можно использовать PowerPoint, расширение Office Mix, Prezi (prezi.com), Sway и другие онлайн-ресурсы.
Веб-страница с мультимедийным контентом. Можно использовать конструктор сайтов. Сервис Tilda позволяет создать мультимедийный лонгрид (длинная веб-страница) с фото, аудио, анимационными элементами. Ученики могут использовать любую известную технологию создания веб-страниц для истории в таком формате. Еще онлайн-сервисы: Medium, Stampsy.
Разнообразие программ дает возможность выбрать технологию создания цифровой истории в зависимости от темы задания и уровня компьютерной грамотности. Онлайн-сервисы помогают создавать истории с графическими, анимированными и другими элементами.
Алгоритм создания цифровой истории
1. Разработка концепции. Это выбор темы, определение целей, выбор формата (если проект делают ученики, заранее расскажите и видах цифровых историй и основных правилах их создания). На первом этапе необходимо обсудить свой проект с группой/классом, получить обратную связь от педагога.
2. Сбор и анализ информации. Ищем информацию по теме, отбираем ее, анализируем, выявляем свое отношение к истории.
3. Создание истории. Необходимо вспомнить все правила создания цифровой (да и классической) истории. Лучше будет восприниматься рассказ от первого лица. Не забывайте об эмоциональной составляющей. Набросайте план презентации или веб-страницы (смотря какой формат). Выберите сервис, который вы будете использовать для создания истории, выберите необходимые фото, видео и т. д.
4. Монтаж. Вся собранная информация соединяется в рабочем пространстве проекта. Добавляются мультимедийные элементы.
5. Презентация проекта. Законченный проект либо учитель представляет своим ученикам на уроке, либо ученики презентуют перед классом. Очень важна обратная связь. Можно предложить детям опубликовать свою работу на Youtube или в социальных сетях и сохранить в личное портфолио.
Как видите, цифровой сторителлинг — это отличная возможность не только преподнести урок в интересной форме, но и дать возможность учащимся показать свои навыки владения современными технологиями, проявить творчество и фантазию. Метод цифрового повествования можно использовать уже с начальных классов, ведь дошкольники лучше запоминают материал в виде красочных историй. Конечно, уместить весь учебный процесс в истории невозможно. Эту технологию нужно применять разумно. Не забывайте учитывать возраст учеников и специфику изучаемой предметной области. Пробуйте, творите, приобщайте к этому учеников — и увидите, что эффективность уроков повысится, а дети с удовольствием будут изучать новые темы.
Хотите узнать больше о технике создания эффектных презентаций для урока? Ознакомьтесь с нашим вебинаром «Методика создания и оформления учебных презентаций» совершенно бесплатно. После вебинара вы можете оформить свидетельство участника всероссийского образца.