Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Кибербезопасность. Чему учить ребенка в интернете: рекомендации педагогам

Сейчас дети практически живут в интернете. Социальные сети, огромное количество сайтов… надо быть бдительным: опасность может подстерегать на каждом клике! Чем опасен интернет для ребенка? Что следует знать педагогу о кибермошенниках? Разбираемся в статье!
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Не бойтесь пускать детей одних на улицу, бойтесь пускать в интернет! Жизнь без Всемирной паутины сейчас сложно представить. Конечно, информационные технологии дают нам большие возможности, но вместе с этим могут прийти и большие проблемы. С каждым днем информации в интернете все больше, становится все труднее отсеивать ненужное. Перед кибермошенниками особенно уязвимы дети, вот почему так важно изучать основы кибербезопасности уже со школьных лет.

Чем опасен интернет для ребенка?

1. Опасные знакомства. Чем хорош интернет? Здесь легко можно скрыть свою личность. Часто при знакомстве в сетях люди не знают, кто перед ними. С виду симпатичная девушка, на самом деле — человек, состоящий в радикальной группировке и подстрекающий на это детей. И поверьте, такие люди знают подход к детям! Интернет-знакомство может перерасти в реальную встречу, что еще опаснее: в безопасности нельзя быть уверенным на сто процентов .

2. Азартные игры. Еще не сформированная детская психика гораздо больше подвержена игровой зависимости. В XXI веке дети практически живут в информационной среде и с удовольствием пробуют все, что предлагает Сеть. Ставки на спорт, онлайн-казино, лотереи — реклама азартных игр сейчас присутствует практически во всех видеороликах, а баннерами пестрит на каждая страница. В погоне за «легкими деньгами» ребенок регистрируется, играет, и в конечном счете проигрывает (а как иначе).

3. Недетский контент. Одна из самых важных проблем. Информация нежелательного содержания находится в открытом доступе: как самостоятельно изготовить взрывчатку, создать синтетический наркотик, сайты с порнографическим или экстремистским содержанием. Такой контент можно пытаться контролировать, но, будем честны — попытки окажутся безуспешными. Важно объяснить детям, для чего создаются такие сайты и чем это грозит.

4. Вирусы, вредоносное ПО. Посещение подозрительных сайтов или скачивание неизвестных файлов может повлечь за собой установку опасного вируса или вредоносного ПО. Они устанавливаются без согласия пользователя и могут украсть личные данные, удалить их или повлиять на работу аппаратных средств компьютера. К сожалению, рынок вредоносных программ постоянно растет.

Опасность поджидает во время использования интернета не только с ПК, но и со смартфона. Некоторые гаджеты достаточно восприимчивы к вирусам. В девайс вирус может попасть не только при скачивании какой-либо программы. Если вам пришло sms с неизвестного номера с просьбой перейти по ссылке, делать этого не нужно — ссылка может быть вирусной.

Основы кибербезопасности: чему учить детей

1. Не разглашать тайны. Нельзя раздавать свои персональные данные всем подряд (Ф.И.О, адрес, номера документов). Делать это можно только на официальных государственных сайтах с защищенным соединением (слева от адреса сайта будет значок навесного замка́).

2. Замечать поддельные сайты. Фишинг — способ выманивания у человека данных (логина, пароля). Фарминг — процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный IP-адрес. Перед тем как перейти по ссылке сайта, изучите ее: часто адрес поддельного сайта похож на настоящий (например, vk-vk.com, вместо vk.com). Если ввести данные на таком сайте, они становятся известны злоумышленнику.

3. Распознавать злоумышленников. Беспокоиться о безопасности можно в следующих случаях:

  • в реальной жизни ребенок не знаком с этим человеком;
  • собеседник в разы старше ребенка;
  • очень мало друзей в соцсети, зарегистрирован недавно;
  • собеседник настоятельно требует фото, какие-либо данные и др.

4. Придумывать разные пароли. Использовать один пароль для всех сайтов — не самое разумное решение. Они должны быть уникальны к каждому сайту. Не используйте в качестве пароля дату рождения, имя любимой кошки, свою фамилию. Добавьте цифр и спецсимволов. Все пароли желательно записывать в блокнот (а лучше держать в голове). Воспользуйтесь менеджером паролей — это программное обеспечение, которое помогает пользователю работать с паролями и PIN-кодами от нескольких аккаунтов.

5. Грань между реальностью и виртуальностью. Ее практически нет. Не делайте в виртуальном мире того, что вы бы не стали делать в реальном. Запреты и жесткий контроль не помогут оградить детей от всех опасностей в интернете. Необходимо вместе с ребенком изучать основы киберграмотности, чтобы он сам понимал, какие риски могут иметь посещение подозрительных сайтов или общение с незнакомцами.

Рекомендации педагогам по кибербезопасности

1. Подготовьтесь. Внимательно ознакомьтесь с техникой безопасности в интернете, изучите типы угроз и правила их предотвращения. Выясните, какое ПО установлено на компьютерах учеников.

2. Проинформируйте. Перед тем как позволить детям работать за компьютером, расскажите им о виртуальном мире и его угрозах.

3. Проверяйте. Если задание связано с поиской какой-либо информации в интернете, следите за тем, чтобы дети не переходили по подозрительным ссылкам. Можете составить список ресурсов (сайтов) и предложить классу изучить их вместе. Установите антивирусы.

4. Убедитесь, что на всех компьютерах стоят антивирусные программы и средства фильтрации нежелательного контента, спама.

ФГОС: требования в части обеспечения информационной безопасности детей

Сейчас требования ФГОС для уровней начального, общего и полного среднего образования не содержат предметной области «Основы кибербезопасности», но в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены:

  • требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
  • умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете и т.п.

Тема кибербезопасности детей очень актуальна в наше время, когда довольно трудно сориентироваться в информационном потоке. Она требует постоянной совместной работы педагогов и родителей, поэтому так важно повышать грамотность в этой сфере.

Проверьте свои знания в области кибербезопансоти с помощью теста «Основы кибербезопасности для педагогов» и получите диплом I, II или III степени!
Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх