Использование ИКТ в учебном процессе: 4 этапа подготовки урока с применением ИКТ
В XXI веке развитие информационных технологий происходит с бешеной скоростью. Это диктует новые требования к профессионально-педагогическим навыкам учителя. Сейчас практически каждый учитель применяет в учебном процессе средства ИКТ - информация из интернета, мультимедийные презентации, электронные учебники. К этому также можно отнести участие в вебинарах, общение по электронной почте, возможно, даже ведение блога.
Чтобы сделать процесс обучения эффективнее и интереснее, учитель должен применять в своей практике информационно-коммуникативные методы. Давайте разберемся, что это дает ученику и учителю.
Особенности использования ИКТ в учебном процессе
Когда педагог прибегает к информационно-коммуникативным технологиями, встает вопрос о том, в каком соотношении использовать компьютерные и другие элементы. На самом деле, на каждом этапе обучающего процесса может применяться компьютер: во время объяснения темы, закрепления пройденного материала, повторения и самостоятельной работы.
Компьютерные средства обладают интерактивностью, то есть способны давать обратную связь ученикам и учителю. Это одна из самых главных особенностей методики компьютерного обучения.
Компьютер может выступать в роли учителя:
- давать необходимую информацию;
- наглядно показывать аспекты темы;
- быть тренажером для знаний;
- быть средством диагностики/контроля.
В качестве рабочего инструмента компьютер может оказаться помощником педагога и облегчить, например, такие задачи:
- подготовка планов урока;
- использование графических редакторов;
- подготовка выступлений;
- вычислительные возможности.
Способы использования ИКТ в учебном процессе
Подумайте, где и как можно использовать ИКТ? Попробуем все систематизировать:
При изучении новой темы — визуализация. Как? Мультимедийные презентации, энциклопедические программы.
Проведение самостоятельных работ. Здесь отметим, что в основном это касается информатики, но проводить самостоятельные при помощи компьютера можно и на геометрии.
Закрепление выученного материала. Сюда отнесем различные обучающие программы, лабораторные.
Контроль и проверка знаний. Тестирование при помощи компьютера. И ничего не надо проверять — машина все сделает сама.
Тренировка каких-либо способностей учеников. Внимание, логические мышление, память и т. д.
Компьютер дает возможность совмещать тексты, звук, графические изображения, анимацию, видеоклипы и другое. Включайте в свои объяснения визуальную, аудиоинформацию и вы заметите, как повышается вовлеченность учеников в процесс урока. Эффективно? Не то слово!
Типы творческих работ с использованием ИКТ
1. Реферативная: сбор и представление информации по избранной теме. Использование ИКТ: информационно-поисковые информационно-справочные системы, энциклопедии, Google Документы.
2. Экспериментальная: постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях. Использование ИКТ: визуальное экспериментирование с использованием средств мультимедиа, обработка статистических данных в электронных таблицах (OO Calc, MS Excel, Google Таблицы).
3. Проектная: достижение и описание заранее спланированного результата. Использование ИКТ: моделирующие, проектирующие программы (MS Excel, AutoCAD, CorelDRAW, облачные технологии).
4. Описательная: фиксация результата сбора данных по определенной методике. Использование ИКТ: обработка статистических данных в электронных таблицах (MS Excel, Google Таблицы), использование Google Документов.
5. Исследовательская: формулировка выводов о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных. Использование ИКТ: визуальное экспериментирование с использованием средств мультимедиа, обработка статистических данных в электронных таблицах (OO Calc, MS Excel, Google Таблицы).
4 этапа подготовки урока с применением ИКТ
1-й этап. Технологический. Здесь учитель определяет, как будут использоваться технологии: либо ученики работают за компьютерами (в компьютерном классе), либо используется проектор для демонстрации материала.
2-й этап. Содержательно-организационный. Выбирается тема урока, ставятся цели и задачи, составляется план занятия. Также необходимо оценить эффективность использования компьютерных технологий.
3-й этап. Процессуальный. Проведение самого урока и реализация задуманных идей при помощи ИКТ.
4-й этап. Аналитико-рефлексивный. Учитель должен оценить деятельность учеников на каждом этапе уроке. Оценить, насколько помогли информационные технологии, а также как повысилось качество знаний учеников.
Сегодня каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок, используя информационно-коммуникативные технологии, которые активно внедряются в нашу жизнь. Использование ИКТ в образовании дает большие возможности для создания качественных и эффективных методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению.
Понравилась статья? Проверьте свои знания с помощью теста «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» на портале наших партнеров Педэксперт!
Хотите узнать больше о возможности использования ИКТ? Смотрите вебинар «ИКТ-компетенции педагога в условиях реализации ФГОС» совершенно бесплатно! А после просмотра можно оформить свидетельство участника вебинара.