Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

8 вопросов, задавая которые, вы разовьете критическое мышление обучающихся

Уметь анализировать и фильтровать информацию, выделять из нее главные идеи, проверять на подлинность и логичность — чрезвычайно важные для человека навыки. Без них ему будет сложно ориентироваться в мире, перенасыщенном информацией. Защита от злокачественной и вредной информации — это развитое критическое мышление, которое, к слову, базовая учебная дисциплина во многих зарубежных странах. Со школьной скамьи детей учат не принимать все «на веру», проверять и перепроверять факты, которые изложены в учебниках, аргументировать свою позицию и доказывать несостоятельность остальных. Словом, учат принимать правильные взвешенные решения.
Аватар
Евгения
Землянская
Эксперт ДИСО, редактор курсов.

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

  • четко и ясно формулирует проблемы и вопросы, требующие уточнения и решения;
  • отбирает релевантную информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
  • приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
  • думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
  • эффективно общается с другими при выработке решения.

Но можно ли научить человека критически мыслить? Существует гипотеза, что обучить навыкам критического мышления невозможно, и все усилия в этом направлении напрасны. Однако есть целая когорта западных ученых, среди которых Д. Халперн, Л. Хьюелл, Д. Зиглер, К. Мередит и Ч. Темпл, которые утверждали, что, используя определенные приемы, можно развить критическое мышление.

В русской педагогике наибольшее распространение получила технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Поэтому, развивая критическое мышление обучающихся, педагог учит их писать правильно конспекты, осмысленно читать тексты, задавать правильные вопросы. Вопросы — это вообще чрезвычайно важный навык, которому в отечественной педагогике уделяется очень мало внимания. Правильно сформулированный вопрос — половина правильного ответа.

В статье мы решили разобрать набор вопросов, на которые должен ответить любой человек, чтобы правильно и осмысленно прочитать текст. Предлагаем вам начать использовать некоторые из них сегодня, чтобы развивать критическое мышление силами вашего предмета.

1. Какова цель этого текста?

Любой текст создается не просто так, а с какой-то целью. Автор так или иначе хочет нас убедить в чем-то, чтобы понять цель текста, необходимо понять, в чем он хочет нас убедить. Это не основная мысль текста, это та коммуникативная задача, которую поставил перед собой автор: доказать, что честь и достоинство важны, что предательство наказуемо, что убивать плохо и др.

2. Какая проблема поднимается в тексте?

Хороший текст естественно всегда проблемный. Именно наличие значимых проблем отличает хорошие произведения от плохих, а совсем не свеженькие эпитеты и прочие красивости. Проблема — это то несоответствие в мире, которое хотел осветить автор. Те вопросы, которые он задал сам себе и попытался на них ответить. Первым делом их нужно найти и сформулировать, а уж затем понять, получилось ли у автора ответить.

3. Какие в тексте есть допущения?

Это некие аксиомы, то, что автор не подвергает сомнению. И чем ближе допущения к однозначной, измеримой экспериментально истине, тем лучше. Если же допущения сами по себе спорны, то весь последующий текст нужно будет тщательно проверять на логичность и обоснованность.

4. Какая у автора точка зрения?

Совершенной объективности не существует. Как бы мы не старались. Как бы не опирались на факты, критерии и данные. Объективность в сознание человека — удивительный миф, к которому он всегда будет стремится. Мы всегда рассматриваем реальность со своей точки зрения, поэтому одна и та же «объективная реальность» так существенно отличается в интерпретации разных людей. Поэтому прежде, чем делать выводы о тексте, постарайтесь понять, а какой собственно точки зрения придерживается сам автор.

5. Есть ли в тексте факты и данные?

Любое авторское утверждение должно быть подкреплено фактами. Причем не какими-либо, а действительно относящимися к делу и авторитетными. Например, доказывая, что Земля действительно шарообразная, а не плоская, нужно приводить в доказательство не мнения вашего соседа по лестничной площадке, а фото со спутников. При этом всегда нужно проверять, не увели ли факты нас от первоначальной темы.

6. Какие концепции и идеи использует автор?

Это один из самых сложных вопросов для осмысленного чтения текста. Дело в том, что, когда мы описываем реальность, мы так или иначе используем некоторые модели, которые содержат уже в себе нашу точку зрения. Без концепций и идей не обойтись, но необходимо чтоб автор правильно и точно использовал их, а мы правильно и точно их понимали.

7. Какие выводы сделал автор?

Действительно ли то, что вывел автор, следует из тех данных, которые он анализировал? Вот он ключевой вопрос, который должен задать себе любой человек, который работает с любым текстом. А можно ли сделать другой вывод? Если это так, то для однозначного и критически обоснованного вывода автор использовал мало данных, а значит лучше воздержаться от вывода вообще, и уж авторский вывод на веру точно не принимать.

8. А каковы последствия?

Это уже внетекстовая деятельность, подключая которую мы действительно осмысляем текст. Что будет, если мы примем слова автора всерьез? Какие последствия будут для мира, отдельного человека, общества? Часто вполне себе стройные авторские рассуждения ведут за собой такие противоречивые и абсурдные последствия, что стоит пересмотреть прочитанный текст еще раз и задать себе несколько дополнительных вопросов.

Используя эту систему вопросов, вы приучите обучающихся работать с текстом осмысленно, не просто извлекать из него информацию, но и понимать, насколько она правдоподобна и логична, а значит в дальнейшей своей жизни принимать куда более правильные решения, опираясь на достоверные данные и делая обоснованные выводы.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх