Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Финансовая грамотность: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами.

Ваш ребенок хочет новый телефон и кроссовки но не понимает, как накопить на них? Он не осознает ценность денег и не умеет ими распоряжаться? Самое время учить ребенка финансовой граомотности - одному из самых важных навыков в современном мире. О всех тонкостях распоряжения деньгами детьми - в нашей статье.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Грамотное распоряжение деньгами - навык, который необходимо развивать еще в детстве. Обучать финансовой грамотности стоит уже со школьных лет. Ведь никто не хочет, чтобы ребенок вырос во взрослого, который не знает меру и скупает все подряд, судорожно занимая у знакомых до зарплаты. И, наоборот, без правильно отношения к деньгам можно вырастить скрягу, экономящего даже на базовых потребностях.

Почему надо учить ребенка финансовой грамотности?

Финансовое воспитание детей – важная часть образовательного процесса. Для этого есть несколько причин:

  • чем больше ребенок знает о деньгах в детстве, тем меньше проблем с ними возникнет во взрослой жизни;
  • возможность комфортно жить;
  • зная о деньгах, ребёнок сможет стать самостоятельнее и не будет бояться вступить во взрослую жизнь и съехать от родителей.

Что должны знать о деньгах дети в разном возрасте

Дошкольники. Детям уже с 4х лет можно объяснить, что из себя представляют деньги, откуда в семье они появляются и на что их тратят. Ребенок в возрасте 4-5 лет может понять, что родители трудятся для того, чтобы заработать деньги, которые затем тратятся на новую одежду, продукты, из которых приготовят вкусный ужин, подарки на праздники, а также на такие расходы, как автобус или обслуживание машины. Многие малышам интересно самим протянуть купюры продавцу или приложить карточку к терминалу. Перед поход в магазин, нужно сказать ребенку о том, что бюджет ограничен. Например: «сегодня ты можешь выбрать только что-то одно – либо шоколадку, либо игрушку».

Для детей в возрасте 4-7 лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Поэтому, этот возраст является самым подходящим для того, чтобы играть «в магазин» – это ведь репетиция настоящих покупок. Не бойтесь обсуждать денежные вопросы при ребенке.

Дети в возрасте 7-10 лет. с Здесь в ход идут цифры. Например, вы решили пойти в парк и взяли с собой 1000 рублей. Объясните ребенку, что этой суммы хватит либо на 4 аттракциона, либо на 3 аттракциона и сахарную вату. Он сам может выбрать, что ему больше по душе.

Подумайте о карманных расходах. Сколько их выдавать? Это зависит от детских потребностей. Учитывайте три момента:

  • Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.
  • Семейный доход. Будьте реалистом, не стоит отдавать своему чаду половину бюджета.
  • На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько давать на карманные расходы?

Все зависит от того, на что ребенок будет тратить деньги. Составьте вместе список потребностей (обеды в школе, сувениры в музеях, игрушки на прогулках).

Подростки. Уже лет с 11 дети активно гуляют с друзьями, ходят в кино, пользуются транспортом, ездят в школу, на курсы. Здесь важно договориться с подростком, какой бюджет вы готовы выделять ему каждый месяц. Сумма должна быть фиксированной - это своего рода репетиция зарплаты: ребенок будет учиться распределять средства на определенное время (например, месяц). Здесь приходит понимание того, что если он потратит всю сумму на новую безделушку, то в ближайшие дни останется без обеда.

Никто не запрещает зарабатывать подростку самостоятельно. Это законно с 14 лет, Но понимаете, что обязанность родителя - кормить, одевать и содержать ребенка. Пусть лучше он думает об учебе, нередко работа способствует снижению успеваемости. Если подростку так хочется заработать, то можно рассмотреть вариант летней подработки - продавцом мороженного или оператором аттракционов. Не стоит лезть в его карман: самостоятельно заработанные деньги - собственность ребенка, он сам может решить, на что их тратить.

Планирование бюджета

4-7 лет. Используйте банки с надписями «сохранить», «потратить», «жертвуй» (эти накопления могут пойти на корм зверюшкам в приюте) для планирования бюджета и распределения карманных денег. Откладывайте примерно 1/10 часть денег в банки с надписями «копи» и «жертвуй». Дети постарше могут установить для себя другой процент пожертвований.

8-12 лет. Научите ребенка свои желания не называть потребностями. Многие вещи - это не «надо», а «хочу». Нужен ли им поход в кафе, если мама испекла вкуснейшую курицу?

Помогите детям продумать решение о покупке и показать, как работает торговля. Объясните им, что видеоигру можно купить дешевле, если хоть немного поискать по интернету или дождаться распродажи. Этот навык пригодится в будущем.

13-18 лет. Ослабьте контроль. Подростки любят принимать решения самостоятельно. Так, ребенок научится брать ответственность на себя. Пусть лучше он немного ошибется сейчас, чем по-крупному в будущем.

Планирование бюджета формирует умение управлять своими деньгами – дети научатся сокращать расходы. И ребенок будет управлять бюджетом, а не наоборот.

Правила для родителей

  • Обсуждайте семейный бюджет при ребенке. Не надо советоваться по каждому поводу, но дети должны знать, откуда деньги появляются и куда тратятся.
  • Давайте на карманные расходы. Вводить карманные деньги можно лет с 6. Так ребенок будет понимать, что прежде чем купить свою «хотелку», надо накопить, и это процесс не быстрый.
  • Меньше контроля. Конечно, первые деньги будут пущены на ветер: чипсы, жвачки, наклейки и прочие ненужные штуки. Но не ругайте за это ребенка. Это его деньги, его ответственность. Свобода выбора поможет справиться с финансовыми трудностями в будущем.
  • Не давайте деньги за домашние обязанности. Если ребенок ежедневно будет получать по 50 рублей за порядок в комнате, убранную посуду, покормленного кота, то он привыкнет получать деньги за естественные жизненные мелочи. Это плохо скажется на его отношении с работодателями, ведь от них он будет требовать того же.
  • Обсуждайте правила: избегать азартных игр, крупные суммы с собой не носить, на деньги не спорить.

Хотите узнать больше о финансовой грамотности для дошкольников? Эксперты ДИСО подготовили вебинар «Финансовая грамотность дошкольников: как помочь понять, что такое деньги».

Что вы узнаете из вебинара:

  • Стоит ли доверять детям деньги?
  • Как объяснить им как с ними обращаться?
  • Как научить их копить?

Вы можете оформить свидетельство и пакет участника в считанные минуты! Пополняй портфолио вместе с ДИСО.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх