Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Проектная деятельность в начальной школе: как увлечь современных детей?

Правильно организовать свою жизнь, продуктивно работать, брать ответственность - кто скажет, что эти навыки не пригодятся нам в будущем? Думаете, слишком сложно обучить этому ребенка? Нет! Главное - последовательность и мотивация. Подробнее поговорим в статье.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Дети - исследователи по природе. Учителям ли не знать? Проект - проверенный способ дать ученику возможность самостоятельно изучить и собрать нужную информацию, объединить ее, сделать выводы, презентовать. Проектная деятельность развивает:

  • креативность;
  • самостоятельность;
  • умение работать с информацией;
  • исследовательские навыки.

И, да - это лишь малая часть того, почему проектную деятельность нужно вводить уже в младших классах.

Какие проекты бывают?

Поговорим о видах проектов. Чтобы проект получился успешным, педагог должен знать особенности его реализации.

Исследовательский.

Эксперименты! Дети экспериментируют, активно изучают какую-либо сферу, а затем эти результаты оформляются стенгазету, презентацию, буклеты - все, на что хватит фантазии. Кстати, это отличный способ подготовить школьников к университету - ведь там им предстоит заниматься той же деятельностью - только уже в виде курсовых проектов!

Игровой.

Проектная деятельность в виде игр и представлений. Каждый ученик играет определенную роль (например, сказочного персонажа) и предлагает свое решение поставленной задачи. Обратите внимание: игровые проекты требуют большой подготовительной работы.

Творческий.

Свобода фантазии! Как собирать информацию, работать с ней, представлять - решает ученик. Это могут быть: создание видеофильма, плаката, журнала и т.д.

Практико-ориентированный.

Нацелен на социальные интересы учеников. Такой проект может использоваться в жизни класса или целой школы. Можно разработать небольшие пособия: «Правила поведения в классе», «Школа: основные правила безопасности» и др. Занятие этой деятельностью поможет детям структурировать информацию в дальнейшем.

Выбираем тему: 3 главных правила.

1. Интерес. Тема должны вызывать заинтересованность у детей начальных классов. Никто не хочет заниматься деятельностью, которая ему не нравится. Да и результат будет гораздо эффективнее, если ребенок будет трудиться над проектной работой, тема которого ребенку по душе. Сыграйте с учениками в игру «Задай вопрос ученому». Пусть дети представят, что встретили профессора, который может ответить на любой их вопрос. Почему курицы не летают? Как устроен вертолет? В этих вопросах может крыться тема будущего проекта учеников начальной школы.

2. Доступность. Помните, что работаете с детьми. С маленькими детьми. Тема должна соответствовать возрасту школьников, не усложняйте. А обретенные знания должны быть полезны участникам проекта.

3. Скорость. Учитывайте особенности детей младшего возраста: им трудно долго концентрироваться. Поэтому, работа над проектом должна выполняться относительно быстро.

Шаг за шагом: 5 этапов создания проекта.

При проектной работе помните о правилах пяти «П»: Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Рассмотрим 5 основных этапов при работе над проектом:

1. Определяем проблему. Важно определить проблему исследования, которая будет интересна ребенку в начальной школе.

2. Определяем цели и задачи. Зачем мы проводим исследование? Что хотим выяснить? Учитель должен дать ученикам правильное направление.

3. Планируем реализацию проекта. Помогите ученикам определиться с формой выполнения проектной деятельности, что это будет: буклет, газета, видео? Определите, как именно нужно собирать информацию и где. Если проект групповой, помогите детям распределить обязанности.

4. Реализуем. Когда первые шаги в работе над проектом сделаны: собрана информация, выдвинуты все идеи - можно приступать к его оформлению. Ученики начальной школы еще не очень хорошо обобщают факты - здесь на помощь приходит педагог. Обсудите, как проект будет презентован (не увлекайтесь, помните, здесь важна самостоятельность!).

5. Подводим итоги. Время презентовать свои проекты! Проектная деятельность может быть представлена стендом со стенгазетами, выступлением с докладами, даже выставкой. Не забываем обсуждать с детьми, что понравилось, что сделали бы по-другому.

Роль учителя.

В начальной школе роль учителя особенно важна на первом и последнем этапах. Важно вовлечь детей в процесс - от этого зависит успех проектной деятельности. Но не забывайте, что вы - всего лишь помощник. Вы не передаете знания, а следите за деятельностью школьников. В какой роли может выступать педагог?

  • «Энтузиаст»: активно вовлекает детей в деятельность.
  • «Специалист»: школьники могут обратиться с любым вопросом.
  • «Руководитель»: помогает составить план проекта.
  • «Координатор»: организовывает ребят.
  • «Эксперт»: оценивает результаты подготовленного проекта.

Роль ученика.

Активные участники! В проектной деятельности школьники освобождаются от роли пассивных статистов. Роль ученика зависит от этапа работы. Но на всех стадиях участники проекта:

  • Принимают решения. Важный процесс, ведь так ребенок учится брать на себя ответственность. Да и для детей младшего возраста это своеобразная привилегия - ему доверяют в выборе.
  • Учатся работать в команде. Здесь ребенок учится общению не только со сверстниками, но и взрослыми. Может потребуется поговорить с другими учителями, библиотекарем и т.д.
  • Оценивают. Чтобы научить детей адекватной самооценке, дайте им возможность подумать над тем, что им дало участие в проектной деятельности, что получилось хорошо, а что можно было улучшить.

Особенности организации проекта в начальной школе.

  • Тема должна быть близка ученикам. Хоть мы об этом говорили - напоминание не лишнее. Иногда можно так увлечься и забыть, что проект делается для ребят, а не педагогов ;)
  • Длительность проектной работы. Пары недель в режиме урочных/внеурочных занятий вполне хватит. Не забываем, что имеет дело с учащимися начальной школы - долгое занятие такой деятельностью им может быстро надоесть.
  • Ходите на экскурсии, устраивайте прогулки-наблюдения, социальные акции. Все это поможет в процессе работы над темой и увеличит заинтересованность детей.
  • Учитывай индивидуальные особенности каждого ребенка. Кто-то любит работать в группе, кому-то комфортнее одному, чтобы никто не мешал- и это нормально!
  • Мотивируйте! Создайте различные номинации: Проект-удивление/открытие/творчество/сюрприз - дети будут стараться, чтобы получить такую заслугу.

Введение проектной деятельности дает возможность детям младшего возраста самостоятельно учиться собирать и отбирать информацию, принимать решения, договариваться с остальными участниками проекта. Не забывайте, что со временем проекты можно усложнять, внедрять компьютерные технология. Но мы думаем, что в 21 веке дети от технологий точно не отстают!

Хотите больше полезных подборок, советов, идей? Подписывайтесь на наш instagram.com/diso.ru и группу ВК: vk.com/disoru. Полезный контент каждый день!

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх