Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Потреблять или вкладывать: в чем смысл жизни человека?

В чем смысл жизни человека? Над этой проблемой тысячелетиями бьются философы и священники. Ученые всего мира стремятся выявить базовые жизненные ценности, понять цель жизни человека. Ведутся высоконаучные споры, создаются концепции, провозглашаются высокие идеалы. Для этого и нужна наука. Вот только обычному человеку от самых прогрессивных научных теорий чаще всего ни тепло, ни холодно.
Аватар
Ларина
Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования ОГАУ

В чем смысл жизни человека? Над этой проблемой тысячелетиями бьются философы и священники. Ученые всего мира стремятся выявить базовые жизненные ценности, понять цель жизни человека. Ведутся высоконаучные споры, создаются концепции, провозглашаются высокие идеалы. Для этого и нужна наука. Вот только обычному человеку от самых прогрессивных научных теорий чаще всего ни тепло, ни холодно. Людям нужны не теории и концепции, а простой и четкий ответ. Здесь вовсю стараются средства массовой информации, внедряя в наше сознание образцы красивой жизни. Некоторые крупицы смысла мы черпаем в сказках, родительских наставлениях, народной мудрости и общественном мнении.

В результате воспитания у ребенка складываются определенные жизненные ценности и представление о том, в чем смысл жизни. У детей отсутствует критическое мышление, зато механическая память очень крепкая. Неосознанные детские впечатления прочно закрепляются, и именно этими установками мы руководствуемся, принимая самые важные жизненные решения.

Вырастая, мы продолжаем реализовывать заложенные в раннем детстве сценарии, настойчиво стремимся к определенным достижениям, не вполне понимая свои истинные потребности и даже не пытаясь определить цель жизни. Девушки опустошают бутики, с маниакальным упорством подыскивают спутника жизни. Мужчины охотятся за властью, приобретают дорогие автомобили, коллекционирую победы на личном фронте.

И те, и другие очень стараются, прибегают к хитрости, применяют запрещенные приемы, идут по головам зазевавшихся конкурентов. Только количество счастья все не прибавляется. Многие проводят в подобных крысиных бегах всю жизнь. Некоторые в какой-то момент понимают, что все не то и совсем не так. Индивид, который потерял смысл жизни, испытывает беспокойство, впадает в депрессию.

А между тем ответ на вопрос, как найти смысл жизни, одновременно сложен и очень прост. Он не придет к вам из внешнего мира. Он всегда лежит внутри человека. Чтобы понять, зачем я родился, не обязательно становится магистром. Достаточно определить, что вы делаете чаще: потребляете или созидаете, берете или отдаете, идете проторенным путем или создаете новое?


Смысл жизни потребителя


Граффити Бэнкси

Для того, чтобы выжить, человек должен обладать вещами. Нам нужна пища, одежда, жилье, средства передвижения. Накопление всевозможных благ – основной, а нередко и единственный смысл жизни человека-потребителя. Владеть можно не только материальными объектами. Индивид, для которого потребление стало образом жизни, считает себя вправе распоряжаться и людьми.

Рассмотрим особенности поведения субъекта, жизненные ценности которого зациклены на слове «иметь»:

- Образование. Цель жизни человека-потребителя – извлекать прибыль. Его интересуют престижный вуз, специальность, которая пользуется спросом и обеспечит высокооплачиваемую должность. Поэтому упор делается не на содержание знаний, а на то, что необходимо для сдачи экзаменов и получения диплома. Студент не интересуется программой обучения, не размышляет, а покорно усваивает то, что дают.

- Работа. Человек - товар, обладающий определенными качествами. Себя необходимо выгодно продать. Для этого нужно выявить свои конкурентные преимущества, красиво упаковать их и преподнести в выигрышном свете. Особенно высоко ценится многофункциональность. Развивается не то, к чему у человека есть интерес, а то, что нужно конкретному работодателю или диктуется потребностями рынка.

- Взаимоотношения. Потребитель общается с нужными людьми, выстраивает продуктивные взаимоотношения. Искренние привязанности считаются пережитком прошлого. Не обладая капиталом или ценным имуществом, человек, смысл жизни которого сосредоточен на обладании, становится собственником по отношению к людям. Ведет себя как полноправный хозяин с близкими, ревностно относится к друзьям.

- Любовь. Потребитель влюбляется не в человека, а в определенный образ, соответствующий его ожиданиям. Объект любви должен соответствовать статусу или уровню благосостояния, иметь определенные внешние данные и подходящие жизненные ценности. Собственник постоянно контролирует своего партнера, изводит бесконечными упреками и нравоучениями, остро реагирует на любое отступление от установленных правил.

- Воспитание детей. Став родителем, потребитель может искренне заботиться о детях. При этом отпрыски просто обязаны воплотить все родительские надежды. Непослушание = предательство. Из самых лучших побуждений взрослые отрицают инициативу ребенка, насаждают собственное представление о том, какова цель жизни человека и какими способами ее достигать. Поняв, что ребенок становится самостоятельным, родитель думает, что потерял смысл жизни.


Если потребитель не является паразитом и самостоятельно обеспечивает свои нужды без ущерба для окружающих, то в обладании как таковом нет ничего страшного или позорного. Спрос, как известно, рождает предложение. Потребители стимулируют развитие промышленности и сферы услуг. Но не стоит забывать о том, что человеческие потребности ненасыщаемы. Людям всегда хочется больше, чем у них есть.


Стремясь к обладанию, человек рано или поздно превращается в раба своих желаний. Капризы становятся все более дорогими, но приносят все меньше радости. Люди, ощутившие пустоту своего существования, озаботившиеся проблемой, как найти смысл жизни, обращают взгляд вглубь себя и находят подлинный источник вдохновения в созидательной деятельности.


Созидание как смысл жизни


В противовес потреблению, существует иная стратегия поведения. Для нее представление о том, зачем я родился, определяется не глаголом «иметь», а словом «быть». Быть активным, понимать свою уникальность, развивать заложенный потенциал, раскрывать и реализовывать внутренние возможности. Вкладывать свои силы в интересное и нужное дело, поддерживать позитивные инициативы окружающих.



Созидательный смысл жизни проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности:

— Образование. Настоящее образование – это не усвоение, а добывание знаний. Созидатель с любопытством относится к миру, познает его законы, самостоятельно определяет какую информацию нужно получить, где и как ее найти. Такие способности формируются не благодаря, а вопреки традиционной системе образования. Из всех известных технологий наиболее адекватной является проектное обучение.

— Работа. Для творческого человека не существует понятие рабочего дня и отпуска. Созидатель занят любимым делом и деятелен в не зависимости от внешних условий. Он заинтересован в улучшении процесса и результата труда. С удовольствием приходит на работу и стремится к профессиональному росту. При этом он осознанно определяет уровень материального вознаграждения, к которому целесообразно стремиться.

— Взаимоотношения. Цель жизни человека не замыкается на самом себе. Она неразрывно связана с другими людьми. Подлинное человеческое общение – это обмен мыслями, идеями и чувствами. Инакомыслие не вызывает протеста. Каждый собеседник интересен своим неповторимым восприятием мира. Различные точки зрения не противоречат, а дополняют друг друга. Общаясь, люди не использую маски.

— Любовь. Человек, который видит смысл жизни в раскрытии своего внутреннего потенциала, не может придерживаться потребительского отношения к любви. Он стремится не требовать, а отдавать. Дарить любимым внимание и заботу, радоваться успехам близких, укреплять их самооценку. Партнер не обязан разделять его взгляды. В конфликтной ситуации созидатель в первую очередь анализирует собственные недочеты.

— Воспитание детей. Созидательный подход не нуждается в каком-то специальном воспитании. Дети в повседневном общении перенимают от родителей позитивные жизненные ценности и модели поведения. Это происходит само собой, без каких бы то ни было педагогических усилий. Взрослый доброжелательно наблюдает за действиями ребенка, при необходимости помогает понять истинные мотивы и принять верное решение.

Основное отличие человека, который предпочитает быть, а не иметь, проявляется в том, что он всегда ведет себя естественно. Ему нет необходимости изображать из себя кого-то другого, притворяться успешным, демонстрировать компетентность. Он полностью принимает себя. У него нет недостатков, а есть индивидуальные особенности. Он не боится показаться смешным, совершить ошибку или обнаружить незнание. Он верит в вои силы и с оптимизмом смотрит в будущее.


Как найти смысл жизни?


Индивид, который потерял смысл жизни, в любой момент может обрести его заново. У каждого из нас могут быть тысячи разнообразных смыслов. Этим и прекрасен мир. В нем есть все, всегда и для всех. Закрылась одна дверь – постучи в другую. Если что-то не получается, значит, самое время остановится и хорошенько подумать. Предлагаем несколько простых приемов для тех, кто никак не может понять, зачем я родился.


1. «Страшный суд».


В. Кандинский. Страшный суд

Представьте, что вам пришлось раньше времени покинуть бренную землю, и вы действительно предстали перед высшим судьей. Подготовьте краткий беспристрастный отчет о прожитой жизни. Постарайтесь безоценочно проанализировать объективные факты своей биографии. Обратите внимание на свои стартовые возможности и те усилия, которые вы предприняли, чтобы их улучшить.


2. «Честь имею».


Сулакруа Фредерик «Галантный офицер»

Вообразите, что «Homo sapiens» — не название биологического вида, к которому мы все принадлежим по праву рождения, а звание, которое нужно заслужить. Продумайте, за какие заслуги и по каким критериям можно выдавать такое звание. Кого бы вы назначили почетным «Homo sapiens»? А кто бы числился в недостойных? Могли бы вы сами претендовать на получение звания «Человек» с большой буквы?


3. «Глазами ребенка».


Эмиль Мунье. Завтрак.

Для детей не существует условностей и полутонов. Они не понимают многих нюансов и верят в чудеса. Для них мир полон возможностей. И для счастья нужно так мало. Общайтесь с детьми, учитесь смотреть на мир распахнутыми глазами и видеть суть, а не искаженное кривыми зеркалами отражение. Не зря говорят, что детскими устами глаголет истина.


4. «Львиное сердце».


Брайтон Ривьер. Уна и Лев.

Представьте, что вам пересадили сердце самого смелого существа. И вам больше не нужно бояться неудачи, страшиться общественного мнения, лебезить перед начальником, скрывать свои истинные желания. С этого момента вам можно абсолютно все. Выбирайте любой смысл жизни и осуществляйте самые смелые мечты. Сначала в фантазиях, а потом и в реальности. Пробуйте, созидайте, творите!


5. «Люди Х».



Еще вчера вы были самым обычным человеком. А сегодня у вас обнаружилась полезная супер-способность. Пока киношные мстители спасают планету, вы займитесь улучшением качества жизни окружающих. Улыбнитесь случайному прохожему, сделайте комплимент кассиру, помогите коллеге, позвоните родителям. Ваша миссия может быть совсем простой, но от этого она не теряет свой важности.


6. «Индульгенция».


Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра

В эпоху возрождения состоятельные грешники приобретали у церковнослужителей официальный документ, отпускающий грехи. Воспользуйтесь этим реальным историческим примером и разрешите себе совершать ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не старайтесь все и всегда делать правильно. Получайте свой уникальный опыт. Проявляйте фантазию, придумывайте новые способы. Победителей не судят!


Заключение: Решив начать новую жизнь, помните, что она должна быть в радость. Вымученная добродетель не стоит и ломаного гроша. Следуйте перечисленным советам только в том случае, если это действительно приносит вам удовольствие.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх