Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Национальная Техническая Инициатива (НТИ) в системе дополнительного образования

Уже больше полувека прошло со знаменитого гагаринского «Поехали», положившего начало принципиально новой эпохе в жизни всех следующих поколений людей. Как сложилась бы судьба этого народного любимца и увидели бы мы его обаятельную улыбку, если бы Юрий Гагарин не пошел…в кружок?
Алекберова
Анна Алекберовна
Автор статей

Уже больше полувека прошло со знаменитого гагаринского «Поехали», положившего начало принципиально новой эпохе в жизни всех следующих поколений людей. Как сложилась бы судьба этого народного любимца и увидели бы мы его обаятельную улыбку, если бы Юрий Гагарин не пошел…в кружок?


Рис. 1. Юрий Гагарин

Старшим поколениям хорошо знакома советская система организации занятости детей: огромное количество спортивных секций, трудовых бригад, кружков по интересам, которые часто существовали как при школе, так и в качестве отдельно функционирующих учреждений. Как итог: ребенок не бездельничал в свободное время (от скуки, как известно, может случиться все, что угодно), а был увлечен действительно интересным и увлекательным делом. Языком педагогической терминологии это явление называется дополнительным образованием. Казалось бы, причем здесь все-таки наш первый космонавт?

Дело не только и не столько в увлеченности и любви к небу Юрия Гагарина, сколько в том, какое направление как раз этого дополнительного образования он выбрал. Не секрет, что технические специальности всегда пользовались популярностью, а иметь хобби такого рода – значит идти в ногу со временем. Мы, конечно, первыми космонавтами уже не станем, но совершить свой первый подвиг вполне способны.

Середину XX века еще иногда называют временем научно-технической революции – временем огромного прорыва практически во всех областях прикладного знания. Что можно сказать о нашем XXI веке, приближающемся к своей первой четверти? Правильно будет назвать его временем, когда прогресс стал уже не конечной целью, а состоянием, в котором мы находимся. И комфортнее всего себя чувствуют в этой среде дети, чье сознание еще не сковано рамками «нельзя», «невозможно», «мы пробовали, но не вышло». Поэтому так актуальны вопросы государственной поддержки развития всех перспективных отраслей, которые, по мнению экспертов, в ближайшем будущем составят основу мировой экономики. Этот комплекс мер получил название национальной технологической инициативы (НТИ).


Рис. 2. НТИ

НТИ представляет собой комплексную масштабную работу по привлечению детей всех возрастов к техническому творчеству. Для нее характерны выявление, отбор и сопровождение индивидуальной траектории талантов.

Что получит ребенок, вовлеченный в свое свободное время в такую деятельность? Слова «гармонично развитая личность» из стандартов образования для нас практически бессмысленны – настолько мало в них конкретики. Так вот конкретный результат – это первое: творческое мышление, способность критически оценивать происходящее и быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Второе – то, что называется модным словом «мультидисциплинарность». В очень упрощенном варианте оно означает универсальность. Не зря слоганом НТИ выступают слова «Пространство возможного». Это отражение духа нашего времени, общих настроений, равных возможностей на пути к успешности. Приоритетной задачей НТИ можно считать создание непрерывной олимпийской системы подготовки инженеров будущего, которая начинается в детском саду, а к моменту окончания школы выводит детей на создание проектов при поддержке реальных крупных компаний. По мнению Григория Бакунова, директора по развитию технологии компании «Яндекс», будущее – это эпоха людей с инженерным, а значит, универсальным мышлением. К этому времени у вас уже должен созреть вопрос: где и как дети могут овладеть навыками такого мышления?


Рис. 3. Участники "Олимпиада НТИ"

Начнем с общего. На сегодняшний день для выявления и развития талантов запущены и успешно функционируют такие проекты, как Олимпиада НТИ, Университет НТИ, Наставничество на базе детских технопарков «Кванториум». Ожидается старт Проектных школы, Академии наставников, Цифровой платформы по управлению талантами, которые должны помочь обнаружить таланты в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ. Отдельный интерес представляют детские технопарки «Кванториум», которые открывают совершенно новые возможности дополнительного образования. Миссия «Кванториума» по-современному амбициозна: содействие ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи через внедрение эффективных модели образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны. Спектр интересов, среди которых ребенок действительно сможет найти что-то близкое своей душе, очень широк: от дополненной виртуальной реальности и нейротехнологий до прикладной космонавтики и промышленного дизайна.

Дополнительное образование детей не зря все чаще и чаще называют двигателем реформирования системы образования. Это не случайно. Объяснить такое внимание государства к, казалось бы, необязательному образованию можно тем, что именно занятие ребенка, которому он готов отдавать свободное время, показывает, в каком направлении движутся общественные силы. Сейчас НТИ получает всяческую поддержку и одобрение государства, частные инвесторы также заинтересованы в открывающихся возможностях. Таким образом, дополнительное образование перерастает уже в возможность самоопределения для ребенка, возможность почувствовать в себе силы и желание заниматься нужным, интересным делом.


Рис. 4. Участники "Мы из будущего #Я2035"

Влияние, которое оказало НТИ на всю сферу дополнительного образования, четко показывает, что находится в приоритете у современного общества и куда, как говорится, дует ветер. От элементарной повседневной занятости наших детей мы переходим к грамотному бытовому менеджменту: умение планировать свой день, тратить свободное время с пользой, а не ради занятости, пробовать свои силы практически везде.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх