Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

5 мифов о компьютерных играх в образовании

Игровая индустрия, как и все в нашем мире, меняется очень быстро: от приставок с пиксельными человечками до современных произведений искусства прошло каких-то 20 лет, но за этот короткий промежуток игры стали лучше: сложные сюжеты, интересная игровая механика, которая заставляет решать задачи и выполнять квесты на логику или реакцию, мыслить наперед, анализировать ситуацию, относиться критически к той или иной информации. Но самое главное в компьютерных играх осталось неизменным: они увлекают так, что бывает сложно остановиться. Особенно подросткам, которые находят в играх захватывающие приключения, интересные миры, выдающиеся способности. Результатом таких отношений может стать и игровая зависимость. В связи с этим вокруг компьютерных игр собралось много мифов, будто они негативно влияют на психику, мешают физическому развитию, развитию когнитивных способностей, делают человека замкнутым, не дают ему нормально учиться или работать. Но на самом деле это не так, и сейчас мы попытаемся разрушить самые распространенные мифы о компьютерных играх.
Аватар
Стасюлевич
Виктория
Автор курсов

Игровая индустрия, как и все в нашем мире, меняется очень быстро: от приставок с пиксельными человечками до современных произведений искусства прошло каких-то 20 лет, но за этот короткий промежуток игры стали лучше: сложные сюжеты, интересная игровая механика, которая заставляет решать задачи и выполнять квесты на логику или реакцию, мыслить наперед, анализировать ситуацию, относиться критически к той или иной информации.

Но самое главное в компьютерных играх осталось неизменным: они увлекают так, что бывает сложно остановиться. Особенно подросткам, которые находят в играх захватывающие приключения, интересные миры, выдающиеся способности. Результатом таких отношений может стать и игровая зависимость.

В связи с этим вокруг компьютерных игр собралось много мифов, будто они негативно влияют на психику, мешают физическому развитию, развитию когнитивных способностей, делают человека замкнутым, не дают ему нормально учиться или работать. Но на самом деле это не так, и сейчас мы попытаемся разрушить самые распространенные мифы о компьютерных играх.

Миф № 1. Компьютерные игры мешают развитию когнитивных способностей

Первый и самый, пожалуй, глупый миф, который по большей степени основан на стереотипе что игры предназначены только для детей, а компьютерные — для неуравновешенных подростков. Бытует мнение, что в компьютерных играх нет нечего сложного, что они предназначены только ради развлечения и все игроки рано или поздно тупеют.

Но это не так: ученые давным-давно доказали, что видеоигры способствуют более активному и эффективному взаимодействию нейронов. Это повышает способность к концентрации и распознаванию шаблонов, а также развивает когнитивные способности. Игры учат людей думать и очень быстро: во время процесса обстановка может поменяться резко, поэтому игрок должен оценить обстановку, следить за противником (если эта какая-нибудь стратегическая игра или даже банальная стрелялка), предугадать его намерения, правильно оценивать свои силы и только в том случае действовать по заранее продуманному алгоритму.

Интересный факт, но у поклонников экшенов — жанра компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения — улучшается пространственное воображение и ориентация в трехмерном пространстве, а также они быстрее и точнее могут переключать своё внимание с одного объекта на другой, чем любители ролевых игр или головоломок, причём зачастую результат получается не хуже, чем после прохождения специальных физических тренировок.

Статьи по теме:

Ученые определили полезные для мозга компьютерные игры

Игры для развития интеллекта: можно ли при помощи интернета стать умнее?

Миф № 2. Компьютерные игры вызывают агрессию

Второй самый распространённый миф, касающийся компьютерных игр. Нет! Нет! Нет! Забудьте об этом! Компьютерные игры НЕ вызывают агрессию. Агрессию вызывает компьютерная зависимость: действительно, если отобрать у игромана приставку, он будет рассержен, как и наркоман, у которого отобрали дозу, или алкоголик, у которого отняли бутылку. Компьютерная зависимость, как и любая другая, является психическим отклонением, и здесь нужна помощь специалиста. Если ребенок проводит за компьютером по несколько часов, поглощенный какой-либо игрой, это не значит, что он игроман. Увлеченность компьютерной игрой, как и увлеченность какой-либо хорошей книгой, чаще всего скоротечна и проходит после того, как игрок заканчивает проходить игру.

Но если ребенок постоянно прогуливает занятия, не делает домашнюю работу, не обращает внимание на родителей или друзей, практически не спит и мало ест, то скорее всего у него развилась игровая зависимость и он может стать агрессивным по отношению к родным, но, повторюсь, в этом виновата не игра. В этом виновата зависимость.

Конечно, игры бывают разные. Есть реально страшные и порой жестокие, но на них установлено международное ограничение по возрасту, и выбор покупать ли такую игру своему чаду лежит на плечах родителей. Но даже если ребенок или подросток поиграл в очень жестокую игру, это не значит, что он сразу же отойдет от компьютера и начнет выплескивать свою агрессию на родителей, одноклассников или учителей.

Главными распространителями мифа об агрессии стали СМИ и ярые противники компьютерных игр: если новостным поводом становится какой-то крайний случай девиантного поведения среди подростков, то в этом сразу же обвиняют компьютерные игры.

В течении последних 25-лет учеными проводились различные исследования, которые пытались выявить взаимосвязь между агрессивным поведением и видеоиграми. Результаты последнего был опубликованы в январе этого года: Дэвид Зендл, ученый из Йоркского университета, и его коллеги специально разработали две компьютерные игры и провели эксперимент, в котором приняли участие две группы респондентов: в одной из них игроку предстояло управлять автомобилем на шоссе, избегая столкновения с другими машинами, а в другой — контролировать мышь, за которой гонится кошка.

Гипотеза эксперимента заключалась в том, что если компьютерные игры действительно негативно влияют на психику людей, то после эксперимента игроки должны более нервно реагировать на кошек и машин в реальном мире. Однако результат был совсем иным: после каждой сессии ученые показывали карточки с изображением разных предметов и животных и испытуемые реагировали на изображения кошек и машин точно так же, как и на другие карточки. Предполагаемые «раздражители» из игр не заставили игроков уделить им больше внимания в реальной жизни, что доказало отсутствие негативного влияния игр на психику. В следующем опыте ученые попытались сравнить влияние игр с более и менее реалистичной графикой на поведение людей, но и в этот раз им не удалось найти никаких различий.

«Собранные сведения указывают на отсутствие прямой связи между реализмом в играх и насилием в жизни. Мы выявили, что в логической задаче для завершения слов участники опытов не делали выбор в направлении понятий, относящихся к жестокости. Кроме того, мы не отметили никакой разницы в данных у лиц, которые играли в реалистичную игру, с теми, кто работал с продуктами, обладающими менее достоверной графикой», — прокомментировал Зендл.

Стоит отметить, что этот эксперимент был проведен на взрослых респондентах, в случаях с детьми результаты могут быть совершенно другими. На данный момент эксперимент продолжается, и о его результатах будет ясно только в следующем году. Однако это не первый эксперимент, который пытается найти взаимосвязь между агрессией и компьютерными играми. До Девида Зендла были и другие ученые, которые проводили эксперименты и с детьми, но их результаты нельзя назвать достоверными, так как они проходили в «стерильных» лабораторных условиях.

Статьи по теме:

Компьютерные игры: агрессивное поведение и зависимое поведение…

Компьютерные игры не вредят психике

Миф № 3. Игры мешают учиться

Еще один распространенный благодаря СМИ и ярых противников видеоигр миф. Видеоигры не только не мешают процессу обучения, но и, наоборот, способствуют ему. Правда, зависит от того, во что и с какой целью человек играет. Ведь игр великое множество: есть тренажеры, которые обучают, как правильно управлять каким-либо средством передвижения, например, самолетом, поездом или автомобилем, а есть игры, которые позволяют игроку оказаться на месте кардиохирурга и провести операцию на сердце.

Чтобы доказать, что игры помогают в обучении, ученые провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что люди, регулярно играющие в компьютерные игры, не только обладают повышенной способностью к восприятию визуальной информации, но и быстрее обучаются новому материалу, если он представлен в визуальной форме. В исследовании приняли участие две группы людей по девять человек в каждой. Члены первой группы были геймерами, участники второй группы компьютерными играми не увлекались. Испытуемым предлагалось выполнить два типа заданий, направленных на выявление определенных дефектов в демонстрируемых изображениях, при этом ученые показали принцип выполнения только первого типа.

На второй день эксперимента участники вновь проходили визуальный тест, а скорость выполнения заданий сравнивалась со скоростью, продемонстрированной накануне. Результаты работы показали, что обе группы участников одинаково повысили скорость решения того первого типа заданий.

Что касается второго типа, то здесь геймеры продемонстрировали свои повышенные способности к восприятию визуальной информации: они существенно повысили скорость и качество выполнения, чего нельзя сказать о тех, кто видеоиграми не увлекался.

Другое исследование провели ученые из школы бизнеса университета Колорадо в Денвере, цель которого заключалась в определении, насколько успешнее можно обучить человека, используя игровую форму.

Объем проведенной ими работы впечатляет: в ходе более 65 экспериментов были собраны данные от 6 476 человек. Результаты показали, что обучающиеся при помощи интерактивных игровых тренажеров люди дольше сохраняют информацию и имеют более высокий профессиональный уровень, чем те, кто обучался с использованием стандартных методов. Игровая форма увеличила средний уровень эрудированности на 11%, а уровень навыков — на 14%.

Однако стоит не забывать тот факт, что игра — это вспомогательный инструмент и не может стать полной заменой классического обучения.

Статья по теме:

Игры помогают в учебе

Миф № 4. Игры делают человека замкнутым

Есть такой стереотип, что подростки, играющие в компьютерные игры, интроверты, которым плохо удается социализироваться в обществе. И это тоже миф. На сегодняшний день большинство игр направлено на то, чтобы игрок был максимально социально активен. Для этого создаются различные чаты, форумы, сообщества, где игроки обмениваются опытом, рассказывают, как проходить тот или иной уровень и просто общаются между собой, а свыше 70% играют в компьютерные игры вместе со своими друзьями по сети.

Также стоит отметить, что многие игры направлены на командную работу: некоторые уровни просто не пройти, если игрок не соберет отряд из 4–5 таких же игроков. Для упрощения этих задач игроки объединяются в кланы или гильдии, в которых также происходит общение. И, как показывают исследования в этой области, те коммуникативные навыки, которые развиваются во время игры, очень быстро проецируются в реальной жизни.

К тому же компьютерные игры позитивно влияют на эмоциональный фон: успешная игра способствует снижению раздражительности и расслаблению. Барбара Фредериксон, автор психологической теории «Broaden-and-build», считает, что положительные эмоции способствуют расширению спектра желаемых типов поведения и построению социальных связей, помогающих достигать целей и справляться с неудачами. Уровень враждебности и агрессивности снижается сильнее, чем если играть в ту же игру в одиночку.

Статья по теме:

Полезные игры: мировые исследования интерактивных развлечений

Миф № 5. Игры убивают личность

И это тоже миф. Наоборот, игры способствуют развитию лидерских качеств — в тех же командных играх одному игроку приходится брать на себя роль ведущего, доказывать, что он действительно достоин вести за собой других с помощью своих навыков и знаний. В такие моменты развиваются такие качества, как лидерские, коммуникативные и организаторские способности.

Также игры учат с достоинством принимать поражение и не сдаваться. Если он проиграл, то упорно делает еще одну попытку, а затем еще одну пока не дойдет до своей цели. Также прохождение видеоигр учит доводить все до конца, а это очень ценное качество, которое потом обязательно пригодится в жизни.

Статья по теме:

Компьютерные игры и их вляние на внутренний мир человека

Видеоигры сейчас такой же важный элемент в жизни подростка, как книги, сериалы, интернет и соцсети. Они не враги учебному процессу, наоборот, если правильно подобрать игру, то можно заинтересовать самого заскучавшего и ничем не интересующегося ученика своим предметом.

Не стоит верить всем мифам, которые крутятся вокруг них. Интересуйтесь ими, следите за новостями, читайте или смотрите обзоры и применяйте видеоигры во время вашей работы: вы не заметите, как ученики полюбят ваш предмет и как быстро станут в нем практически профессорами.

А какие мифы о компьютерных играх знаете вы? Согласны ли вы с нашей статьей, или наоборот, не согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях, нам очень интересно!

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх