Как и зачем развивать художественный вкус школьников или как сделать МХК реально полезным в школе
В сегодняшних реалиях школы задача педагога, преподающего МХК, выдать максимум бесполезных фактов за минимум времени. Поэтому предмет выхолащивается, из него исчезают многие ценностные идеи, а содержание сводится просто к набору интересных или не очень фактов. «В средние века жил интересный художник Иероним Босх… «Божественная комедия» Данте Алигьери положила начало эпохе Просвещения… театр был создан в Древней Греции».
Нужен ли обучающему этот набор фактов? Вероятнее всего вы скажете «нет». И мы полностью с этим согласны.
Получается, что предмет есть, содержание есть, а вот польза от него минимальна. На деле же задачей педагога, преподающего мировую художественную культуру, является воспитание эстетического вкуса, знакомство обучающихся с тем, как жили и чем дышали ушедшие эпохи.
Картина: Верещагин В. П. Осада Троце-Сергиева монастыря
1. Сделайте занятия более деятельностными
В этом вам помогут интересные продуктивные задания, которые будут стимулировать мыслительную деятельность обучающихся, их мотивацию по отношению к предмету, развивать отдельные виды мышления. Черпать вдохновение для составления заданий вы можете на массовом открытом онлайн курсе «МХК в задачах» на портале Лекториум (https://www.lektorium.tv/mooc2/26273). Здесь вы узнаете, как типологизировать задания на МХК, каким образом составлять стилистические разборы, как формулировать интригу внутри задания. Курс будет определенно полезен тем, кто хочет попробовать новое в преподавании предмета. Много для себя найдут и педагоги истории, русского языка, литературы и ОРКСЭ.
2. Использовать увлекательные дополнительные материалы
Сегодня Интернет пестрит разнообразными красивыми и интересными материалами по истории искусств, и их можно и нужно использовать в образовательном процессе. Однако помните, что урок МХК не должен превращаться в просмотр документального фильма про Леонардо да Винчи. Нельзя все 45 минут предлагать детям просто смотреть фильм. Ведь после просмотра они мало что запомнят. Включайте отрывки из этих фильмов либо короткие видеолекции, которые можно найти на замечательном гуманитарном ресурсе — Арзамас. Постарайтесь найти кабинет, оборудованный проектором и интерактивной доской, и демонстрируйте красивые картины на большом экране. Нельзя воспитать эстетический вкус посредством маленьких картинок в учебнике. Ведь в них нельзя различить детали, такие важные в художественном искусстве.
3. Шокируйте детей фактами
Самое главное в начале занятия сформировать познавательный интерес. Добиться этого можно, рассказав про самые необычные ситуации, которых полно в истории искусств. Например, художники и типографы, которых сжигали в Средние Века, вызовут неподдельный интерес, или факт о том, что многие писатели XIX и XX века испытывали болезненную тягу к наркотическим веществам, станет темой для последующего обсуждения.
Ян Матейко, Люблинская Уния
4. Создавайте проблемные ситуации
История искусств скрывает множество тайн и секретов. Исчезнувшие картины, сожженные дотла рукописи, драгоценные камни, которые несут в истории заметный след, чудеса света, которые носят практически мифический характер. Предложите обучающимся на занятии не просто познакомиться с творчеством Леонардо да Винчи, а разгадать его загадку. Расскажите, что Н. В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Уверены, что это не оставит ребят равнодушными, а проблемная ситуация, подкрепленная виртуальным путешествием в Лувр, наверняка, сильно заинтересует ребят.
Кстати, виртуальные путешествия по мировых художественным музеям не выдумка. Есть Интернет-ресурсы, которые позволяют пройтись по залам и коридорам музея и ознакомиться с картинами и особенностями музея.
Одним из таких ресурсов может быть: http://mylouvre.su/виртуальный-лувр/
Все это возможно и совершенно бесплатно.
И. Е. Репин, Парижское кафе
5. Используйте кейс-технологии и проектные методы
Количество часов на изучение МХК в школе очень мало, поэтому здесь как нельзя кстати приходятся продуктивные технологии самостоятельной работы. Например, разбор исторических кейсов, где нужно сравнить творчество двух архитекторов или художников, помимо этого, отлично работает проектная деятельность. Здесь главное выстроить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут. Заинтересовала архитектура? Будет проект по ней. Больше интересна живопись? Найдется тема и в этом направлении. Искусство слова не оставляет равнодушным? Оживим «Общество мертвых поэтов».
6. Используйте игровые технологии
Дух соперничества, вкус победы, ритм игр, цель — все это и многое другое делает игровые технологии одними из самых эффективных в образовании. А раз это так, то педагогу МХК просто необходимо их использовать. На уроке можно организовать интересный брейнквиз, поделив класс на 2 большие группы. Или предложить ребятам игру «Оценщики». Суть игры заключена в том, что после обобщенного прохождения эпох и направлений в художественном искусстве, ребятам предлагается отнести анонимную картину какому-либо автору, направлению, эпохе, а затем предложить наиболее вероятную цену на аукционе. Ребят делят на несколько групп по 3–5 человек, где они с помощью коллективного обсуждения принимают решение о картине, а затем дают свой вердикт. Выиграет та команда, которая больше всего приблизилась к реальной оценке картины.
Замок Гарибальди
7. Проводите интегрированные уроки
Ресурсы МХК невероятно велики, ведь искусство зародилось вместе с человеком и сопровождало его на протяжении всего его развития и продолжает это делать. Любая деятельность человека нередко понимается как деятельность искусства, а значит связать содержание различных, казалось бы, предметов можно и нужно. Это станет одним из средств формирования целостной картины мира. А соединять можно многое: не только историю мира и литературу. Начните изучение Индии в современности с освоения Тадж-Махала, биологию с творчества абстракционистов, а математику с фантазий Л. Кэролла (Алиса в стране чудес).
МХК не бесполезная часть образовательной программы, которую вам «впихнули» в дополнительную нагрузку. Чтобы развивать гармоничную личность, нужно развивать все ее составляющие. Только тот, кто знаком с творчеством, умеет его понимать, способен создать что-то новое. А значит в основе обучения в школе должны быть не 4, а 5 столпов: наука, технологии, инженерия, искусство и математика*.
*STEAM – это аббревиатура (science, technology, engineering, art and mathematics), возникшая в американской педагогике в противовес государственной образовательной политике, которая поддерживала развитие технических дисциплин для создания конкурентоспособной экономики. Без творческой составляющей – искусства – человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали еще компонент – Art.