Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Ребенок с аутизмом в классе. К чему готовиться педагогу: 6 главных этапов обучения

По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта. 2 апреля — всемирный день распространения информации об аутизме. Важно, чтобы каждый педагог был готов обучать «особого» ребенка и не боялся этого. В статье поговорили о 6 важных этапах подготовки педагога к работе с детьми с аутизмом и их особенностях поведения.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Каждый педагог — эксперт по общению с детьми. Но не все знают, что делать дальше, если думают, что у ученика признаки аутизма. Сидит в дальнем углу класса каждую перемену, ни с кем не общается, психует, если что-то идет не по плану

Другая ситуация. Вы узнаете, что в класс придет ученик с аутизмом. В голове сразу возникает много вопросов: как вести себя с учеником? Как к нему будут относиться другие дети? Будет ли он отставать от общей программы? Каких действий от него ожидать?

Никто не предоставит вам четкий перечень симптомов, которые 100% укажут— у ребенка расстройство аутистического спектра (РАС). Но есть определенные сигналы, которые проявляются у многих детей с аутизмом.

Вебинар по теме
Особые образовательные потребности детей с ментальными нарушениями (ЗПР, УО, РАС)
Смотреть

Основные признаки аутизма у ребенка.

  • Плохо выражает свои мысли. Ребенок с признаками аутизма старается не привлекать внимание других людей.

  • Выполняет одни и те же действия. Играет в одну и ту же игру или постоянно выстраивает предметы на парте в определенном порядке.

  • Сопротивляется любым изменениям. Еще один признак аутизма у ребенка— он паникует, если что-то идет не по плану.

  • Проблемы с социальным взаимодействием или общением со сверстниками или одноклассниками.

  • Замкнут на уроках. Ребенок с РАС (*расстройство аутистического спектра) может сидеть на уроках молча, ничего не спрашивать и не пытаться взаимодействовать с учителем.

  • Имеет навязчивые идеи. Например, в играх с одноклассниками ребенок с признаками аутизма может иметь сильное желание всегда побеждать или предпочитает играть по одному и тому же сценарию.

  • Демонстрация неадекватного поведения при других детях, педагогах.

К частым признакам аутизма у детей относят проблемы с координацией и мелкой моторикой (не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки, начертить параллелограмм при помощи линейки). Но такие дети способны запомнить большой объем информации и могут хорошо разбираться в математике.

Если вы встретили одного человека с аутизмом, вы встретили только одного человека с аутизмом

Признаков аутизма довольно много и у каждого ребенка они проявляются по-разному, поэтому, его нелегко диагностировать.

Помощь детям с синдромом аутизма в классе: главное — понимание

Помощь начинается и заканчивается пониманием. Поэтому самое важное, что вы можете сделать — это узнать информацию об аутизме, чтобы вы правильно понимали причины поведения ребенка и его проблем в учебе.

По ошибке, чрезмерную прямолинейность ребенка с аутизмом можно принять за грубость, а необычные действия за деструктивное поведение. Если ребенок срывает урок своим криком, вы имеете полное право сделать ему замечание. Но очень важно понять причину такого поведения.

Один из признаков аутизма у ребенка может проявляться в поведенческих проблемах:

  • истерики

  • бег по комнате

  • крики

  • самоповреждение

  • бросание вещей на пол

  • разговоры с самим собой и др.

Совет: записывайте все случаи неадекватного или странного поведения. Это поможет определить, что именно вызывает у ученика с расстройством раздражение.

Помните, что дети с аутизмом буквально понимают инструкции:

Разрежьте лист на 8 равных частей.

Покрасьте дерево в тот же цвет, что и траву.

Не двигайся, пока я не вернусь.

И если другие дети понимают, что точность в этом случае понятие относительное, то для особого ребенка эти инструкции могут привести к панике. Части листа не могут быть 100% равными. Цвет дерева не может 1 в 1 соответствовать цвету травы. Невозможно стоять на месте и совсем не двигаться долгое время.

Результат — разочарование и гнев. Ведь ребенок честно пытался выполнить ваши условия, но не смог.

Узнайте все о работе с детьми с ОВЗ
Итенсив «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: качественное взаимодействие в системе «педагог—ребенок—родитель»
Открыть

Как педагогу вести себя, если в классе есть ребенок с аутизмом?

Подготовили для вас 5 полезных советов.

  • Давайте дополнительное время. Ученикам с расстройством аутистического спектра часто требуется больше времени, чтобы выполнять задания.

  • Следите за изменениями. Любой шаг в сторону может вызвать панику у ученика с РАС. Постарайтесь не менять расписание спонтанно и всегда предупреждайте ребенка.

  • Говорите простым языком. Дети с аутизмом не умеют «читать между строк», не понимают метафоры и сарказм, им трудно представить что-то абстрактное. Помните об этом.;

  • Давайте обратную связь. Ученику с аутизмом сложно понять, хорошо или плохо он справился с заданием. После каждого выполненного упражнения говорите ребенку, что он движется в правильном направлении или укажите, что необходимо исправить.

  • Не забывайте хвалить. Найдите возможность рассказать своему ученику с синдромом аутизма, в чем он преуспел. Хвалите как за успехи, так и за достойные попытки добиться успеха. Конкретизируйте, за что вы его хвалите.

Бесплатный вебинар
«Первая встреча с ребенком с ОВЗ. Как педагогу начать взаимодействие с «особыми детьми»
Открыть

Как педагогу подготовиться к встрече с ребенком с аутизмом? План из 6 шагов

Все, о чем мы говорили выше— первый шаг к эффективному обучению детей с аутизмом. Помните: самообразование— это ключ, без которого все остальное невозможно.

Изучите 6 основных этапов, которые помогут подготовиться к обучению особого ребенка.

1. Изучите особенности заболевания.

2. Обратитесь к родителям. Они — ваш первый и лучший источник информации о ребенке с аутизмом. Начните взаимодействие еще до начала учебного года. Укрепите доверие, поддерживайте связь с родителями, сообщайте о ваших наблюдениях. Узнайте о центрах поддержки для родителей детей с аутизмом.

3. Подготовьте класс. Помните об индивидуальных особенностях ребенка. Создайте комфортную образовательную среду: исключите факторы, которые мешают учебе и сделайте четкое расписание.

4. Расскажите одноклассникам об особенностях ребенка. Другие дети должны понимать, что в их классе находится особый ребенок. Дети с аутизмом тяжело устанавливают дружеские отношения со сверстниками, ребенку нужна будет помощь.

5. Подготовьте индивидуальную образовательную программу. Все дети с особыми образовательными потребностями должны иметь индивидуальный маршрут обучения.

6. Создайте комфортную образовательную среду. Школа— это стрессовая среда. Как мы уже говорили, даже внезапная смена расписания или чрезмерное освещение в классе может вызвать беспокойство у ученика с аутизмом. Помните об этом.

Да, обучать «особых» детей— непростая задача, но она даст свои плоды, если мы будем чуткими и терпеливыми, что важно для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с аутизмом— это, прежде всего, дети. Помните об этом. Любите своих «особых» учеников также, как и любого другого ребенка в классе.

Записывайтесь на самый масштабный интенсив по инклюзивному образованию «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: качественное взаимодействие в системе «педагог–ребенок–родитель». 5 вебинаров от экспертов-практиков, пакеты материалов от спикеров и удостоверение на 72 часа после интенсива.

Сделаем образование доступным каждому ученику
Записаться на интенсив «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» со скидкой
Открыть

Самые популярные вебинары по теме «работа с детьми с ОВЗ»:

  1. Первая встреча с ребенком с ОВЗ. Как педагогу начать взаимодействие с детьми со статусом «ограниченные возможности здоровья»
  2. Обучение детей с ОВЗ в цифровой образовательной среде
  3. Цифровой ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) для ребенка с особыми образовательными потребностями
Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх