Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

3 способа задать вопросы, которые заинтересуют весь класс

Очередной вопрос классу, а в ответ — тишина ... Знакомо? А как сделать так, чтобы все ученики приняли активное участие в ответе на вопроса, а не 1-2 отличника на первой парте? Рассказываем про 3 способа задавать вопросы так,чтобы все ученики могли продемонстрировать свои знания.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Начало урока. Вам необходимо повторить прошедшую тему. Выяснить, что из предыдущего занятия все-таки смогли запомнить дети. И в надежде, что случится чудо, и класс хором ответит на ваш вопрос, вы спрашиваете: «И так, кто скажет правильный ответ?». Как бы вы не задавали этот вопрос, результаты всегда (почти всегда) одинаковы. 1-3 ученика тянут руку, чтобы заработать очередной «+» в карму. 

И тут многие педагоги сталкиваются с заблуждением. По ответам всего лишь пары учеников мы делаем вывод, что успеваемость в классе не так уж и плоха.

Конечно, мы хотим верить, что все ученики прилежно учатся. Но это не так. К счастью, есть гораздо более эффективные способы проверки понимания изученной темы или прочитанного параграфа. Способы, которые позволяют охватить внимание всех учеников в классе. 

Мы рассмотрим 3 простых, но действенных метода, которые помогут вам построить свой урок так, чтобы все дети в классе принимали активное участие в процессе.

Выражаем мысли на классной доске

Этот метод дает учителю возможность заглянуть в головы учеников, когда они отвечают в письменной форме на конкретный вопрос. В чем эффективность этой техники? Создание глубокого и содержательного вопроса, в котором отображается какая-то большая идея, лежащая в основе темы урока. 

Например, урок обществознания. Вместо того, чтобы спросить определение капитализма — вопрос, ответ на который от каждого ученика будет примерно одинаков, спросите: «Какие проблемы наблюдаются в обществе с капиталистическим строем?»

Инструкция:

  1. Подготовьте вопрос, в котором будет отражен один из основных элементов урока.
  2. Просите учеников записать свои ответы в тетради.
  3. Чтобы задание не заняло много времени, поставьте ограничение по времени — 10 минут. И ответ должен уместиться в одно предложение.  
  4. Затем ученики на доске по очереди пишут короткий ответ.

В чем отличие от обычных устных вопросов? Эта методика помогает всем ученикам одновременно обрабатывать и делиться своими ответами на важный вопрос. 

Назначаем повестку дня

Стремитесь действительно вовлечь своих учеников? Дайте им возможность поговорить друг с другом! Методика «Назначаем повестку дня» позволит вам быстро объединить учеников в пары для обсуждения вопроса. 

Инструкция:

  • Раздайте каждому ученику расписание встреч

    (скачать: https://vk.cc/aAZDFb).

  • Попросите учеников напротив каждого временного интервала вписать имя учащегося (но имена друг у друга должны совпадать). Если ученик назначает встречу со сверстником на 8 часов утра, оба ученика должны написать друг друга по имени в слоте на 8 часов утра.
  • Ни один ребенок не должен появляться в таблице больше одного раза. Так до тех пор, пока все места не будут заполнены.

Когда придет время объединить учащихся в пары, просто скажите случайное время (из расписания, которое вы раздали детям). Когда дети распределяются по парам, они должны обсудить вопрос со своим собеседником. Например, вы можете сказать: «Пожалуйста, назначьте встречу на 15:00 и обсудите свои ответы на вопрос».

Совет: заведите специальную папку с расписаниями детей, их можно использовать на каждом уроке. 

Как выстроить эффективную коммуникацию с учениками? Посмотрите бесплатный вебинар «Речевая модель урока и занятия. Как повысить эффективность образовательного процесса» совершенно бесплатно. После просмотра вы можете оформить свидетельство участника.

Отмечаем самое важное

Эта техника помогает школьникам осмыслить тему урока, просматривая и анализируя информацию, которую они получили. Особенно хорошо этот метод работает, когда вы с учениками изучили объемный пласт информации. Этот метод отлично подойдет для подведения итогов.

Инструкция:

  • В конце урока или объемной темы попросите учащихся быстро пролистать конспекты урока и отметить звездочками понятия, которые, по их мнению, важно запомнить.
  • Затем попросите учеников выписать 10 основных понятий, отмеченных звездочкой и расположить их, в зависимости от важности.
  • Наконец, попросите учеников выписать на доске самую важную, на их взгляд, концепцию пройденной темы. Или они могут обсудить это с соседом по парте. А можете воспользоваться вышеописанным способом «расписание встреч», чтобы объединить детей в пары.

Нам часто кажется, что самый естественный способ привлечь внимание класса, полного детей, — это просто спросить: «Кто ответит на мой вопрос?». Но этот вопрос дает нам очень ограниченную картину понимания темы учащимися. А ведь есть дети, которые нуждаются в помощи, имеют глубокое недопонимание, просто стесняются, в конце концов, ответить при всем классе.

Лучший способ оценить, насколько хорошо ученики поняли тему — это внедрить методы, которые гарантируют, что все учащиеся будут вовлечены в урок и будут взаимодействовать с содержанием, которое имеет наибольшее значение в любом конкретном уроке.

Хотите узнать больше о методах привлечения внимания учеников? Изучить «рабочие» методики удержания внимания и интереса? Пройдите курс «Активные методы обучения» (72 ч.) и узнайте о секретных ингредиентах эффективного урока. Первый модуль - БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделитесь с коллегами! Подписывайтесь на блог ДИСО, получайте полезные статьи и бесплатные печатные материалы для педагогов. 

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1) Онлайн-сервисы по географии
Наверх