Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

5 грубых ошибок при составлении плана-конспекта урока

Недостаток времени, размытые стандарты, нехватка ресурсов. Все это мешает составить учебный план урока, который по-настоящему вовлечет детей. Мы собрали 5 грубейших ошибок при составлении плана конспекта урока в классе, которые допускает почти каждый педагог. Что это за ошибки и как их избежать ― читайте в статье.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

Если учебник ― это лодка, в которой вы с учениками плывете по течению изучаемой темы, то план урока ― карта, которая ведет вас по этому пути. Как и в любом путешествии можно свернуть не туда, так и на уроке, если нет хорошего плана-конспекта урока. 

Каких ошибок при планировании урока надо избегать, чтобы путешествие было увлекательным и полезным? 

Ошибка № 1: сосредоточенность на деятельности, а не на целях обучения

Сколько раз ваше обсуждение плана конспекта урока с коллегами проходило примерно так:

― На следующей неделе будет проходить открытый урок по теме «сила притяжения».

― О, у меня есть много идей, как сделать занятие увлекательным!

А потом идет полуторачасовая дискуссия о деталях урока: какие материалы необходимы, что понравилось в прошлом году и так далее. Легче (и веселее) перейти сразу к творческой части планирования урока.

Но вот в чем проблема. Когда мы приступаем к организации деятельности, теряется из виду цель обучения. 

Хотите провести эффективный урок? Определите цель обучения:

  • Что дети должны понять к концу урока? 

  • Какие знания понадобятся ученикам для сдачи контрольной на «5»?

Определили цель? Вот теперь приступайте к планированию. Помните: деятельность должна служить своей цели.

Ошибка № 2: отсутствие плана «Б»

Вы запланировали мегаклассный мультимедийным урок с презентацией, видео и аудио, чтобы вовлечь учеников (и это правильно). Но вот вы подключаете компьютер и понимаете, что он включаться не намерен. Все может случиться, и если на уроке вы планируете применять технологии, будьте готовы к тому, что не все может пойти по плану. 

Что делать? Махнуть рукой и пусть дети занимаются, чем душе угодно? Конечно, нет. У вас всегда должен быть План «Б»: другой маршрут, который приведет вас к той же цели урока. 

Если это урок английского и нужно закрепить навыки аудирования ― замените аудио с интернета на прослушивание компакт-диска. Или прочтите задание сами. Если ваша цель состоит в том, чтобы попрактиковаться в аудировании, вам следует провести еще одно упражнение по аудированию, которое легко заменит то, которое вы планировали делать на компьютере, возможно, компакт-диск или чтение вслух.

Как заинтересовать учеников за короткое время? Использовать «Активные методы обучения». После этого курса вы сможете заинтересовать даже слона. Как поддержать костер внимания? Какие существуют приемы формирования сосредоточенности? Узнайте на курсе. 1 модуль - бесплатно!

Ошибка № 3: планирование лишь основной части урока

Проблема многих учителей: при составлении плана урока они делают акцент лишь на основной части урока, а про вступление и завершение забывают.

Поверьте! Если вы уделите 5–10 минут вступлению и завершению, то все равно успеете пройти с учениками все запланированное. 

Что должно включать вступление урока? Отсылку к прошлой теме, что-то, что заинтересует учащихся. Вы активизируете предварительные знания, задаете вопросы для размышления, повышаете вовлеченность учащихся и тем самым увеличиваете эффективность урока.

Это относится и к закрытию. Обратите внимание на ответы учеников, если уделять больше внимания заключению темы. Простой вопрос: что мы делали вчера?

Без эффективного заключения: что мы делали вчера на уроке?

― Растопили шоколад! 

― Взорвали воздушные шары! 

― Играли с кубиками льда!

С эффективным заключением: что мы сделали вчера на уроке?

― Изучали состояния материи! 

― Превратили твердые тела в жидкости! 

― Видели, как газы занимают пространство!

Как привлечь внимание учеников с первой секунды, когда скучные презентации вызывают только зевоту? Использовать интерактивные плакаты, графические схемы, инфографику во всех ее проявлениях! Думаете, слишком сложно? Не правда! «Визуализация учебной информации как средство активизации деятельности обучающихся (от схемы к инфографике)» рассчитан всего на 16 ч. Станьте мастером инфографики за один день и получите удостоверение о повышении квалификации. 

Ошибка № 4: сосредоточенность на том, что будет делать учитель, а не на том, что будут делать дети

При составлении плана конспекта урока мы часто фокусируемся на том, что мы (как учителя) будем делать. Как мы объясним материал? Такое мышление приводит к тому, что ученики просто сидят и слушают материал. 

Хотите увидеть быстрый и заметный рост в обучении учеников? Переключите внимание с того, что вы делаете, на то, что делают дети.

Сосредоточьтесь на учениках и их понимании темы. Слушайте комментарии и вопросы. Действительно ли они понимают материал? Что из урока лучше еще раз повторить? Слушайте и корректируйте свое обучение соответствующим образом.

Как часто ваш урок превращается в чтение «пошаговой инструкции»:

Учитель будет … читать задание №8. Устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения. Объяснять правила.

Переключите внимание на действия обучающихся:

Ученики будут … читать задание №8. Наблюдать, как учитель устанавливает связи. Обсуждать с соседом по парте изученное. 

Ошибка № 5: забывать о главной идее урока

Обычный школьный день большинства детей. Звонок с урока, переход от одного занятия к другому. Одни интересные, другие скучные, одни сложные, другие легкие, одни активные, другие монотонные. 

Кроме того, у детей бывают хорошие и плохие дни, как и у взрослых. Они могут быть усталыми, голодными, рассеянными, взволнованными или расстроенными. Ученики не будут понимать, обращать внимание или запоминать каждую деталь. Но признайтесь: как часто мы именно этого и добиваемся! 

Что сделать, чтобы ученики получали от уроков больше? Забудьте о деталях, сделайте акцент на главной идее урока.

Вы преподаете литературу. Тема урока: способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Начинаете изучать литературных героев или реальных личностей. В центре внимания ― жизнь и достижения каждого. Увы, никто из учеников не запомнит каждого персонажа, которого они изучали.

И это нормально! Ведь основная идея в том, что люди могут влиять на сообщества и изменять их с помощью свойств личности: мужества, настойчивости, бескорыстия, сострадания. Используйте главную идею на каждом уроке, и ученики будут помнить, что действительно важно. Без основной идеи, все, что вы имеете - бесконечная цепочка навыков, фактов и действий.

Задавайте наводящие вопросы, давайте небольшие задания, которые помогут ученикам вспомнить основную тему и не зацикливаться на мелочах.

Планирование важно, потому что оно дает ученикам чувство структуры.

При хорошо составленном плане урока у детей создается впечатление, что в этом путешествии вы ― водитель, и точно знаете, куда их везете. Они будут знать, что держат курс туда, куда необходимо попасть. 

Скачайте бесплатно шаблон плана урока ДИСО, который поможет сэкономить время и определить основные цели занятия. Вам остается лишь распечатать и заполнить шаблон!

Чтобы прокачать свои навыки в планировании урока и не запутаться в технологических картах и планах занятий, пройдите курс «Методика формирования универсальных учебных действий» на 72ч. 1 модуль - бесплатно. По окончании вы получите удостоверение установленного образца. 

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с коллегами! 
 

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1) Онлайн-сервисы по географии
Наверх