Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Технология фрейминга: помогаем детям запомнить большой объем информации

В современном мире объемы информации растут с каждым днем. Темп накоплений знаний ускорился, время на их усвоение сократилось, а значит, необходимы новые подходы в обучении. Но как увеличить объем изучаемых знаний, не увеличивая при этом время, которое дается на обучение? Решить эту задачу поможет фреймовая технология обучения.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

 

В чем заключается идея применение фреймового подхода в обучении? Психология говорит о том, что знания, которые мы получаем, усваиваются и хранятся в долговременной памяти в сжатом виде, в виде фреймов (дословно, фрейм переводится как каркас, структура, система, рама). Если информация в нашей голове хранится в памяти посредством фреймов, то и представлять сами знания в процессе обучения необходимо тоже в виде фреймов. Это главный принцип фреймовой технологии обучения. Для наглядности рассмотрим пример общей схемы фрейм‐рамки на уроках гуманитарного цикла:

Каким образом реализуется «фреймовый подход»? При представлении знаний в виде фреймов учебный материал структурируется определенным образом в специально организованной последовательности. Информация преподносится в «сжатом виде», компактно.

Почему стоит использовать фреймовый подход? 5 причин

Если вы будете предоставлять ученикам информацию в виде фреймов (разнообразные таблицы, схемы, графики) — это даст дополнительные возможности в плане более глубокого понимания темы и подведет учащихся к созданию собственного продукта устной речи на основе полученной информации. Почему все-таки стоит ввести фреймовый подход? 

 

1. Компактная форма подачи. Учебный материал подается в сжатом виде и занимает объем меньше, чем классический конспект. Ученик может только взглянуть на фрейм и уже ухватить основную идею и проблему темы/текста.

2. Четкая структура. Вся информация предоставляется в виде блоков, которые соединены между собой логическими связями.

3. Практичность. Фреймовый способ дает возможность представить весь необходимый материал, не перегружая его при этом детальным описанием связей и отношений.

4. Активность. Фреймы не только являются одним из способов представления текста, но и активизируют мыслительные процессы учеников, побуждая их интерпретировать увиденный материал и создавать собственный продукт устной речи.

5. Открытость. Фреймовую модель можно при необходимости дополнять новой информацией.

Где использовать фреймовую модель

1. Фрейм можно составлять при изучении нового материала.

2. Для закрепления темы, чтобы обобщить и структурировать изученный материал.

3. При подготовке к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Фреймы помогут ученикам быстро запомнить большой объем информации.

4. В качестве творческого задания. Ученикам можно предложить своими силами разработать фрейм, после чего провести его «защиту» в виде небольшого проекта. 

5. Ученикам, которые отстают от остального класса, можно дать задания по восстановлению основных моментов фрейма.

 

Для использования фреймов на занятиях вы сами должны уметь видеть материал системно. Также при использовании этой технологии необходимо ясно представлять: 

  • какие учебные задачи вы ставите;
  • какими средствами вы добьетесь реализации задач;
  • какими способами вы обеспечите сжатие учебного материала;
  • фрейм должен быть составлен таким образом, что обеспечивать ученикам «гимнастику ума», развивать мыслительные процессы.

 

Благодаря фреймам ребенок может из нескольких частей собрать целое, словно паззл.

Итак, фрейм — это каркас, содержащий пустые ячейки (слоты), в которые многократно загружается информация. Одна и та же информация может быть представлена разными способами, помещена в разные рамки (графики, таблицы, матрицы, схемы), то есть в том виде, который удобен для образного восприятия школьниками.

 

Фрейм отличается от обычной схемы или опорного конспекта. Несмотря на то, что все это наглядно представляет информацию и обращается к образному мышлению, опорный конспект — сжатая информация одного параграфа/темы, а в фрейм загружается обобщенная информация конкретного раздела, большого отрывка знаний, жизненных представлений.

Например, когда с младшими шокльниками начинают изучать части речи, важно уделить внимание ее основным признакам. Можно составить фрейм «имя существительное» (рис. 2), в который ученики самостоятельно будут вписыать изучаемую информацию о части речи.

 

 

Как составлять фреймы? 

При использовании этой технологии на уроке необходимо выделить фрейм «тема», собственно, то, что вы будете изучать. Этот фрейм должен содержать слоты:

  1. Изучение нового материала.
  2. Повторение изученного.
  3. Решение задач.
  4. Рефлексия.

 

Фрейм «Изучения нового материала» должен иметь следующие слоты:

  • Знакомство с материалом темы (рациональное чтение).
  • Составление плана.
  • Составление конспекта (рефлексия).
  • Задание на дом.

Особое внимание уделите рациональному чтению, без тщательного прочтения материала не будет эффективной работы на уроке. 

 

Фрейм «Повторение изученного» включает в себя слоты:

  • Подготовка к ответу.
  • Ответы учителя на вопросы учеников по теме.
  • Ответ учащихся.
  • Решение задач по теме.

 

План — тоже фрейм, включающий в себя слоты:

  • Определение явления.
  • Условия существования явления.
  • Характеристики явления.
  • Область применения явления.

 

Каждый из нас в той или иной степени применяет фреймовую технологию на своих уроках. Возможно, даже не задумываясь об этом.

Техники визуализации в формировании фрейма

Самые простые фреймы, которые можно создавать, не владея специальными цифровыми инструментами, — это фреймы-структуры, то есть всевозможные схемы. 

 

Можно использовать 3 технологии визуализации, которые помогут при создании фрейм-структур:

1. Рисунки.

2. Скрайбинг. Скрайб-презентации являются интерактивными, привлекают внимание учеников.

3. Инфографика. Способ визуально представлять информацию.

Эти инструменты легко освоить самостоятельно. Они помогут визуализировать фреймы и сделать дистанционное обучение интересным.

 

Использование фреймов в процессе обучения позволяет интенсивно осваивать учебный материал в ограниченные сроки, что особенно актуально в дистанционном режиме. Обучение с опорой на фрейм — отличное возможность сформировать у учащихся специфические коммуникативные умения, опыт исследовательской деятельности, а также сделать обучения более эффективным.

 

Хотите узнать о видах фреймов и их роли в обучении больше? Смотрите наш вебинар «Как сделать дистанционное обучение увлекательным и понятным? Фрейминг и технологии визуализации» совершенно бесплатно. После вебинара вы можете оформить свидетельство участника всероссийского образца, а также получите инструкцию по созданию полезных фреймов и полезные ссылки, которые помогут их создать.

 

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1) Онлайн-сервисы по географии
Наверх