Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Интенсив
"Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ"
Начните обучение прямо сейчас!

Обучаем дистанционно: алгоритм разработки онлайн-урока и основные требования к занятиям

Как организовать уроки в дистанционном формате? Это один из самых часто задаваемых вопросов при переходе на онлайн-обучение. Без паники! Если у вас есть под рукой четкий алгоритм действий, то шанс допустить ошибку практически нулевой — об этом и поговорим сегодня.
Аватар
Алина
Дийская
Автор статей

В прошлой статье мы обсуждали виды дистанционных уроков и их структуру. Но также необходимо уметь разрабатывать урок в дистанционном формате. Это позволит избежать многих трудностей, которые будут тормозить процесс обучения. Ведь для многих дистанционное обучение кажется чем-то очень сложным и требующим нереальных затрат времени и сил. Но стоит лишь структурировать все в своей голове (а лучше держать перед глазами), как все становится в разы легче — и вот уже не так страшно. Приступим!

Алгоритм разработки дистанционного урока

«А зачем, собственно, нужен алгоритм? Я неплохо импровизирую!» Возможно, но следование алгоритму, особенно на первых этапах, позволяет быть уверенным, что ничего важного вы не пропустили. А значит, можно спокойно спать по ночам. Итак, приступим:

1. Определите тему дистанционного урока.

2. Определите тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)

3. Поставьте цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.

4. Выберите самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.

5. Решите, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурируйте материал.

6. Выпишите основные тезисы по теме дистанционного урока.

7. Подготовьте необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.

8. Разработайте самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Подумайте над системой оценивания: как и за что будет ставиться отметка.

9. Определите продолжительность урока. Учитывайте, что длительность непрерывной работы за компьютером должна быть не более 30 минут. Распределите время урока.

10. Подробно распишите ход занятия. При необходимости подготовьте инструкцию по выполнению заданий для учеников.

11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников.

Хотите узнать больше о переходе на дистанционное обучение в школе? Специально для вас вебинар «Как перейти на дистанционное обучение в школе?» — получите полезные знания и оформите свидетельство и пакет участника вебинара.

Требования к дистанционному уроку

Все требования, которые вы увидите ниже, прививают дисциплину. Ведь многие школьники до сих считают переход на дистанционное обучение чем-то вроде «каникул». Что обязательно следует соблюдать при проведении урока онлайн:

1. Внешний порядок урока. Вы должны четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок — такой же урок, и опаздывать на него нельзя. Объясните это ученикам.

2. Внутренний порядок урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то подтему.

3. Проблемный подход к обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:

  • понимать поставленную проблему;
  • искать пути решения;
  • задавать вопросы;
  • приходить к решению проблемы и оценивать ее.

4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.

5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.

6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.

О психологическим комфорте

Переход на дистанционное обучение, будем честны, дается всем нелегко. Обучающимся в том числе. Ведь они привыкли собираться коллективом, обсуждать прошедшие события, общаться на переменах. А сейчас вынуждены сидеть дома одни. Это может не самым лучшим образом сказаться на их психологическом фоне. Да, они наверняка общаются в соцсетях, но это уже не то. Что делать? Нужно дать понять детям, что они не одни, воссоздать атмосферу сплоченности. Каким образом? С помощью групповой работы! Разберемся, какую совместную деятельность можно организовать в дистанционном режиме:

1. Поход в театр, музей, выставку. Элементарно! Сейчас многие образовательно-развлекательные учреждения проводят онлайн-трансляции. Можно посмотреть спектакль, приближенный к теме урока, а затем написать по нему эссе. Можно посетить виртуальную выставку и поделиться впечатлениями об экспонатах. Большой простор для фантазии! Устройте конкурс на лучший видеоотзыв о просмотренном фильме или лучший медиапроект. Объединяйте детей в группы, следите за тем, чтобы никто не остался один;

2. Используйте домашнее пространство. Да, на улице сейчас не погуляешь, но кто сказал, что дома нет ничего интересного? Пусть дети изучают опыт существования в этом пространстве. Вы учитель биологии? Задайте детям задание определить их график дня и циркадные ритмы. А на истории можно попросить рассказать о важных исторических событиях, которые повлияли на биографию семьи. Личный опыт каждого ученика дает основу для обсуждения какого-то общего продукта. Затем можно провести сравнение полученных результатов;

3. Используйте технологии. Будем откровенны, сейчас большинство детей разбираются в современных технологиях получше учителей. Используйте это! Можно совместно начать разработку какого-нибудь нового приложения или программы для коллективной деятельности. Для живого обсуждения можно использовать формат видеосвязи;

4. Кейсы. Метод кейсов предполагает отражение какой-либо ситуации, максимально приближенной к реальности, которую должны решить ученики. Разбейте класс на группы, дайте проблематизирующий кейс (он может быть в виде текста, аудио или видео), который группа должна проанализировать и решить;

5. Онлайн-квест. Предложите одному классу устроить онлайн-квест другому. Не забывайте о мотивации. Подготовьте список ресурсов, который может помочь в подготовке онайн квеста. Например, можно использовать Google Формы.

Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему посредством создания совместных мультфильмов, интерактивных проектов и презентаций, написания рассказов. Важно заинтересовать детей. Коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ребенка и его продуктивности.

Хотите подробнее узнать о психологической готовности ученика и учителя к дистанционному обучению? Узнать о способах обеспечения осознанности восприятия? Смотрите вебинар «Технология и методика дистанционного обучения: разработка заданий, приемы активизации познавательных процессов, профилактика утомления». После бесплатного просмотра можно оформить свидетельство и пакет участника вебинара.

Всерьез беспокоитесь о том, как подготовить учащихся 9-х и 11-х классов к ЕГЭ и ОГЭ? Вебинар «Дистанционная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» подробно ответит на вопросы о подготовке, а после вебинара вы можете получить руководство по созданию собственного интенсива для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх