Трудные мысли о современном гуманизме
Не так давно, во время подготовки одного из курсов, наши эксперты наткнулись на статью "Трудные мысли о современном гуманизме" доктора психологических наук, профессора и ректора Университета практической психологии Козлова Н. И. Некоторые тезисы вызвали у нас бурное обсуждение, с некоторыми мы согласились, с некоторыми нет. В результате никто из команды экспертов ДИСО не остался равнодушным. Поэтому мы хотели бы опубликовать эту стаьтью в нашем блоге и узнать ваше мнение о ней.
Трудные мысли о современном гуманизме
Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея индивидуального человека как высшей ценности. На уровне практики – это бережное отношение к каждому конкретному человеку.
Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви. В противовес требованиям посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Изначально понятие «гуманизм» означало, как написано в Советском Энциклопедическом Словаре, «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей». Конечно, здесь имелись в виду права взрослого человека, поскольку изначально никому не приходило в голову, что ребенок под флагом гуманизма будет настаивать на своем праве жить свободными образом так, как ему хочется, получая наслаждение от компьютерных игр и чупа-чупсов.
Современный гуманизм, формулируя позицию «Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью», еще не вполне определился со своими главными тезисами. Одно дело – поддержка стремление взрослого человека к свободе и саморазвитию, другое – утверждение права каждого на комфорт. Одно дело – забота о прогрессе, второе – забота о безопасности и желание притормозить прогресс в его сумасшедшем беге. Одно дело – поддержка прав лучших представителей человечества, людей наиболее умных и творческих, другое – забота о детях, слабых и обезоделенных. Начинал гуманизм с первого, сегодня уверенно склоняется ко второму.
В соответствии с современными гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка – абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Одной из высших жизненных ценностей считается комфортная, свободная, внутренне гармоничная жизнь, вариант «счастливого детства» для взрослого человека. В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, реализующей принцип «Не навреди!» и ставящей задачу спасти от проблем, избавить от душевной боли. Это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста». Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».
На экраны выходят яркие фильмы для детей и подростков, рассказывающие им, что главное в жизни – радости и развлечения, а сердечные переживания конкретной девушки важнее долга перед Родиной. Это развитие современной гуманистической традиции.
Ценности современного варианта гуманизма принимают не все. Бережность в отношении к детям (да и ко взрослым людям) имеет и свою оборотную сторону: те, кого берегут от сквозняков, чаще болеют, а те, кого уберегают от трудностей жизни, как раз чаще в этих трудностях ломаются. Любое движение вперед невозможно без ошибок, но принцип «Не навреди», запрещая допускать ошибки в отношении человека, нередко становится преградой в развитии науки.
Любопытно: вплоть до 17 века хирургия была делом не врачей, а цирюльников, поскольку врачи буквально соблюдали принцип «Не навреди» и им было запрещено повреждать кожные покровы больного. Операция, если она выполнялась по правилам, проводилась под руководством ученого доктора, который сидел за кафедрой и громко вслух зачитывал указания «хирургу» – цирюльнику. Поскольку доктор пользовался классической латынью, малограмотный цирюльник не понимал ни слова и резал больного так, как понимал это сам. Больше всего это походило на пытки. Со временем такое понимание принципа «Не навреди» подкорректировали, современный хирург имеет право и обязан повреждать кожные покровы больного, если это необходимо для сохранения его жизни.
Во многим областях современное развитие гуманизма породило серьезные проблемы. В юриспруденции абсолютизация принципа ценности жизни запрещает жесткие меры в сопротивлении преступникам и привела к фактическому и торжеству преступника перед жертвой. Инвалиды, осознавшие себя угнетаемым меньшинством, сегодня протестуют против пренатальной диагностики, позволяющей женщинам абортировать будущих инвалидов.
Гуманисты требуют, чтобы у матерей-наркоманок были деньги на воспитание детей и на наркотики, забирая эти деньги у тех матерей, которые воспитывают детей сами.
Когда гуманизм защищает самых проблемных, слабых и больных, в обществе слабых, больных и проблемных становится все больше и больше, и им уже не обязательно заботиться о своем здоровье: об этом теперь обязаны заботиться врачи. Эта проблема становится все более и более экономической: сегодня уже вполне реально поддерживать жизнь старых и больных людей практически бесконечно, но платить за это приходится тем, кто работает. И дело не только в том, что работающие люди начинают уезжать из стран с непомерно высокими налогами, проблема в том, что у людей исчезает необходимость быть здоровыми. Если добрые люди в заботе о зайцах в лесу истребили волков, зайцы скоро начинают болеть и вымирать.
Реальная история из жизни: аквариумная выставка в Германии. К стенду с золотыми рыбками подходят полицейские – экологическая полиция, заботящаяся о соблюдении прав животных (рыбок). Измерили объем аквариума, посчитали количество рыбок, обнаружили несоответствие. Люди вежливые, не штрафуют, а предлагают решить вопрос. Но — как? Лишнюю рыбку в баночку не переложишь, там ей тоже будет воды недостаточно. В конце концов полицейские подсказали – надо лишнюю рыбку просто выкинуть в туалет. Во имя заботы о рыбках… Это тоже лицо современного гуманизма.
Вести из Штатов: «Живу сейчас в Америке, на съемных квартирах. Учусь-работаю и играю на электрогитаре – довольно давно уже, первый раз в руки взял в далеком 2008-ом. Играю для себя, группы-прочего нет, тренируюсь дома. Давно уже привык к неспособности американцев сменить аккумулятор на телефоне и восстановить винду, но недавно был форменный атас. Ко мне пришла пара, лет под 40, живут снизу. Жалуются, просят не играть. Я им объясняю, что играю в разрешенное время, громкий звук не делаю, спать не мешаю и прочее. На что мне отвечают примерно следующее: «Наш сын, слыша вашу игру, чувствует себя ущемленным в правах, поскольку с тем же уровнем навыка играть не умеет. Из-за этого он испытывает моральное неудобство, которое не может исправить. И поэтому мы просим перестать ущемлять нашего сына в своих правах на равенство. Иначе мы подадим на вас в суд за моральный ущерб». – Думаю, отсюда лучше съезжать…».
Величайшего педагога 20 века, Антона Семеновича Макаренко, за его деятельность травили прежде всего гуманисты, критикуя за жесткий командный подход, за военные марши и дисциплину, но именно он сумел из малолетних воров и попрошаек сделать красивых и честных людей, не только нашедших себя в жизни, но ставших по жизни лидерами, ставших учителями и воспитателями для других. Сегодня макаренковские колонии юридически невозможны, потому что гуманисты, которым жалко детей, запретили эксплуатацию детского труда, запретили детям трудиться. Результаты грустны.
В лечении наркоманов есть особенность: на некотором этапе постоянные мысли о наркотиках можно сбить голодом. Но в настоящее время это уже запрещено: это негуманно. Поэтому наркоманы продолжаются ломаться в ломке.
В любви, в заботе о человеке есть два стиля, «два крыла» любви – материнская модель любви, связанная с теплой поддержкой и безусловным принятием, и отцовская модель, в которой реализуется требовательное отношение. Гуманизм – это разновидность этической направленности, в которой реализуется мягкая, материнская модель любви, но женское воспитание, не уравновешенное воспитание мужским, из блага превращается в опасность. Гуманизм без ума – стихийное бедствие.
Гуманизм – величайшее достижение человечества, его историческая миссия еще не выполнена, но он уже требует своего баланса и своего противовеса. Теплая бережность гуманизма лучше всего реализует себя в обрамлении жесткой мужской требовательности, и умеющее чувствовать сердце, как символ гуманизма, должно дополняться.