Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Современные образовательные технологии в ДОУ и особенности их реализации

Прогресс заставляет мир изменяться все быстрее и быстрее. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: еще Джонатан Свифт говорил, что «в мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства». Современные технологии значительно ускорили процесс преображений. Вы замечали, как быстро одни технологии сменяют другие? Еще вчера компьютер был диковинкой, а сегодня любой современный смартфон не только может делать в десятки раз больше операций, но и находится в кармане практически каждого. И это не могло не наложить отпечаток на мировоззрение человека. А когда мы говорим об образовательных технологиях, то не можем игнорировать эти изменения. Мы должны их учитывать. В особенности если речь идет о ДОУ.
Аватар
Беспятова
Екатерина Евгеньевна
магистр, ТГУ

А когда мы говорим об образовательных технологиях, о действительно качественных и отвечающих новому миру современных образовательных технологиях, то не можем игнорировать эти изменения. Мы должны их учитывать. В особенности если речь идет о ДОУ.

Почему так важно использовать современные образовательные технологии в ДОУ?

Каждый ребенок — это отпечаток породившей его цивилизации.

То, в какие игры он играет, какие сказки читает, какие ролевые модели перенимает, какие гаджеты использует, как строит свое поведение в современном ему мире — определяет не только его личностное развитие, но и принятие обществом.

Именно поэтому нам нельзя игнорировать технологии и так важно замечать, что становится трендовым, важным и действительно современным.

Нет смысла учить верховой езде и давать уроки французского, например. Разве это сейчас актуально? А вот цифровая геймификация как образовательная технология — это совсем другой разговор. Сравнение грубое, но в целом верное.

О каких современных образовательных технологиях в ДОУ стоит говорить в 2019-2020 году и как их можно применять?

Дошкольное образование, как и любое образование в России, достаточно строго регламентировано.

Различные стандарты, связанные с образовательным процессом, говорят ДОУ о том, как сегодня стоит заниматься воспитанием детей дошкольного возраста и на что должно быть нацелено их обучение.

Поэтому и технологии, которые применяются сейчас в ДОУ, часто основаны именно на таких образовательных стандартах их принципах.

Какие же воспитательные методики сегодня можно назвать современными?

1. Информационно-коммуникативная технология

Наверное, именно в этом пункте сильнее заметно, как меняется мир в плане гаджетов. Согласитесь, как только появляется новый доступный способ передачи информации, мы начинаем его применять повсюду — это же так удобно! В том числе и в образовании.

Мы показываем детям, как принято общаться в современном мире. Мы обучаем их правилам коммуникационной культуры. Мы знакомим их с теми технологиями, которые прямо здесь и сейчас важны для социализации.

Это не дым от костра и не письма голубями.

Кроме того, жизнь дошкольника не ограничивается только самим ДОУ. Естественно, что ребенок уже видит, как эти технологии интегрированы в жизнь, поэтому ему хочется разговаривать с воспитателями на одном языке.

Что будет для дошкольника интереснее, доступнее и понятнее: надписи мелом на доске или обучающий мультфильм на компьютере?

Поэтому нам важно, как именно построено общение с детьми. И поэтому сейчас так ценится применение инновационных гаджетов в образовательном процессе. И нет, это не только компьютер с мультиками и презентациями — но и любые доступные программы в тех же смартфонах, проекторы, интерактивные доски и т. д.

Заодно такие технологии автоматизируют деятельность педагога и экономят ему время.

2. Здоровьесберегающие технологии

Одна из самых основных и, можно сказать, вневременных технологий в дошкольном обучении — это технология, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Но в любом случае с каждым годом появляется все больше знаний (или же меняется представление) о том, каким должен быть здоровый образ жизни. Эти тенденции влияют и на образовательный процесс.

Какую гимнастику стоит делать? Нужна ли «спортивная минутка»? Насколько необходимы сеансы массажа или музыкальной терапии? Нужен ли контроль за гигиеной? И прочее.

Все это зависит от момента времени и идей, витающих в обществе. Например, сегодня большой упор идет на экологичность технологий и образа жизни, поэтому и среди образовательных практик стоит отдавать этому предпочтение.

3. Проектная деятельность

Технология, которая очень наглядно показывает ценность работы в команде и распределения обязанностей, что пригодится по мере взросления и сформирует навыки групповой работы.

Образовательный проект — это задача, которую совместными усилиями будут пытаться решить дети. Они смогут выделить лидера в команде, научиться договариваться между собой и выражать свое мнение.

Это могут быть небольшие беседы-размышления или командные игры.

4. Кейс-стади

Такие технологии, как кейс-стади и проектная деятельность, чем-то похожи друг на друга. И то и другое показывает нам проблемную ситуацию, которую нужно решить.

Но в кейс-стади больший акцент направлен на личностность. Работа над проектом чаще всего групповая, а вот задача уже бывает индивидуальной (хотя не всегда) — она ставится перед каждым человеком.

А еще в проектной технологии больше интерактивности. Здесь же педагог может просто на примере различных ситуаций показывать и объяснять, к примеру, что можно и что нельзя делать.

5. Развитие критического мышления

Когда существует практически бесконечное множество источников информации, необходимо не только уметь ими пользоваться, но и относиться к ним критично. А успешное формирование критического мышления берет начало в детстве.

Использовать такой образовательный метод полезно также для закрепления пройденного материала. Тут можно задавать вопросы типа «верно — неверно», устраивать мозговые штурмы и моделировать, как дети повели бы себя в разных ситуациях.

Важно научить анализировать информацию и нести ответственность за собственные поступки и высказывания.

6. Игровые технологии

Дошкольное образование наиболее плотно связано именно с игровыми технологиями.

Однако игры в ДОУ — это не пустая трата времени, и дети не только развеивают скуку, а по-настоящему развиваются через развлекательный процесс.

Игра позволяет не только примерить на себя новые социальные роли, как в «дочки-матери», но и через легкий занимательный момент получить нужные навыки. В игре можно представить практически любую ситуацию, отрепетировать разные модели поведения, выучить что-то новое и т. д.

А удовольствие от такого обучения убирает барьеры, стимулирует желание что-то сделать и помогает лучше запомнить информацию.

7. Творческие мастерские

Эмоциональная составляющая творчества — это то, что с большим трудом может дать любая другая «знаньевая» технология, кроме этой.

Здесь педагог — наставник и такой же творец. Он показывает ребенку значимость опыта и труда. Учит выражать эмоции, быть эмпатичным и понимающим.

Творческие занятия — от лепки до рисования — помогают концентрироваться на работе, развивают моторику и делают мышление более гибким.

И это все технологии?

Конечно, образовательных технологий в ДОУ, соответствующих духу нашего времени, существует несколько больше. Все, что выше — это только одна из классификаций, основанная на рекомендациях ФГОС. Самое важное в них — это следование современным тенденциям постоянно изменяющегося мира.

Так что будьте прогрессивны и смотрите на мир глазами ребенка.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх